Рассматривание картины В.Д.Поленова «Московский дворик».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Беседа по репродукции картины В. Поленова " Московский дворик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_esteticheskomu_vospitaniyu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

Рассматривание картины В.Д.Поленова «Московский дворик».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.

- познакомить с картиной жанра «городской пейзаж»;

- формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины;

- воспитывать любовь и чувство гордости за родной город, учить бережному отношению к памятникам старины.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  1. Занятие по истории Москвы «Москва: от деревянной до каменной»
  2. Беседа «Мой двор»

МАТЕРИАЛ.

Репродукция картины В.Д.Поленова «Московский дворик»

ХОД ЗАНЯТИЯ.

- Ребята, в каком городе мы с вами живём? (Мы живём в городе Москве)

- Вы любите свой город? (Конечно, очень любим!)  

- Какими словами вы могли бы описать Москву? ( Наша Москва красивая, златоглавая, столица нашей Родины, белокаменная, современная…)

- А всегда ли наша столица имела такой облик, как сейчас? (Дети отвечают, используя знания  истории Москвы).

- Хотите совершить путешествие во времени и увидеть Москву такой, какой она была 130 лет назад? Точнее, не всю Москву, а её небольшую часть? Поможет нам в этом не машина времени, а картина, написанная известным русским художником Василием Поленовым.

На стенд выставляется репродукция картины В.Поленова «Московский дворик». Воспитатель предлагает детям посмотреть на неё, продолжая рассказывать.

- Василий Дмитриевич Поленов долгое время жил за границей, но очень скучал по Родине. И вот, приехав в Москву, Поленов снял квартиру  в Трубниковском переулке. Однажды из окна своей квартиры он увидел чудесный дворик. Этот дворик так понравился художнику, что он решил нарисовать его, написать, как говорят художники.

- Посмотрите на картину. Какое время года изобразил художник? (Художник изобразил лето.)

- Кого мы видим на переднем плане картины? (Мы видим детей)

- Чем они заняты? (Двое детей играют на траве, ещё один малыш плачет, другой, постарше, что-то разглядывает на земле).

- Кого ещё вы видите на картине? (Женщина несёт ведро с водой)

- Почему вы думаете, что ведро полное? (Видно, что ей тяжело нести, она наклонилась набок.)

- Каких животных изобразил художник? (Художник изобразил домашних птиц, лошадь)

- Что вы видите на дальнем плане картины? (Видны каменные и деревянные дома, церковь, колокольня, деревья.)

- Обратите внимание, какими красками художник написал старые деревянные домики, а какими – каменные дома. (Деревянные домики нарисованы тёмными, коричневыми красками, а каменные дома – светлыми, нарядными, бело-голубыми).

- Кто знает что такое «купол»? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель объясняет, что купол – это выпуклая крыша в виде полушария).

- Посмотрите на купола церкви и колокольни, какие они? (Купола золотые, они сияют)

- Посмотрите на небо и опишите его. (Небо нежно-голубого цвета с лёгкими, пушистыми облаками)

- Обратите внимание на зелень на картине, какими разными оттенками нарисовал художник траву и листья на деревьях? (Трава – светло-зелёная, а листья – более тёмного оттенка).

- Как вы думаете, о чём ещё хотел рассказать нам художник? (Ответы детей)

- Какое настроение вызывает у вас картина? (Радостное, уютное,  спокойное, солнечное)

- Как бы вы назвали эту картину? ( «Летний день», «Летнее утро», «Тихий дворик»)

Рассказ воспитателя:

«Художник Поленов назвал свою картину «Московский дворик». В этой картине автор воспроизвёл типичный уголок старой Москвы… Утро ясного солнечного дня в начале лета. Внимательно и любовно изобразил художник основные "события" двора. На земле, поросшей свежей зелёной травой, играют с котёнком дети. Плачет оставленный без присмотра малыш, другой – внимательно рассматривает что-то найденное в траве. Женщина несёт ведро с водой, гуляет стайка кур с нарядным петухом. Вот-вот готова двинуться запряжённая в телегу лошадь. Легко скользят по небу облака, всё выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая ярким блеском купола церквей.

Московская, типичная для того времени обстановка: деревянный с колоннами особнячок, тенистый сад с сараем и колодцем при нем, до сих пор существующая пятиглавая церковь с колокольней.

Мягкий, заполняющий всю картину воздух погожего летнего дня, проплывающие в ясном бездонном небе и тающие в вышине облака, слепящий глаза солнечный блеск повсюду — на стене и крыше особнячка, на колокольне и на главах церкви, на сарае, на крышах дальних строений, на дорожке — всё это придаёт картине её покоряющую, неповторимую поэтичность. Поленов подчеркнул устойчивое настроение радости, которое даёт погожее летнее утро. Вся картина пронизана мягким солнечным светом, чистыми светлыми красками, теплотой цветовой палитры.

Вот как ярко, солнечно передал художник  своё настроение, изобразив такой простой городской пейзаж. Мы с вами привыкли понимать пейзаж - как изображение природы, а жанр, в котором написана эта картина, называется «городской пейзаж». Василий Поленов говорил: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит!» И действительно, любуясь этой частичкой Москвы, ощущаешь спокойную, тёплую радость. И хоть сейчас от этого московского дворика осталась только церковь с колокольней, мы должны беречь то, что сохранилось, это память о Москве, её история.

После занятия репродукция картины остаётся в группе, чтобы дети могли внимательнее рассмотреть и отметить детали, которые сразу не заметили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).

Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели:  Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...

Конспект НОД по работе с картинами с детьми 2-3 лет Рассматривание картины «Собака со щенятами»

Задача: закрепить знание детей имени и значения признака «рельеф» и умение определять значение этого признака с помощью анализатора - рука; ввести в словарь детей слова «т...

Картотека рассматривания картин в младшей и средней группах с приложением сюжетных картин.

В картотеке даны примеры организаций занятий по рассматриванию картин с детьми младшего и среднего возраста с приложением сюжетных картинок....

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...