Конспект НОД по развитию речи "Путешествие в страну пословиц"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пикулева Оксана Николаевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dedushka_folklor.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебный островок».

Воспитатель Пикулева Оксана Николаевна

Тема: «Путешествие в страну пословиц»

Цель:

- Продолжать знакомить детей с одним из разделов русского фольклора: Пословицы

- Учить детей понимать переносный смысл знакомых пословиц;

- Закреплять умение подбирать слова – антонимы;

- Развивать образность речи, обогащать лексику детей используя фольклорные произведения: пословицы;

- Развивать связную речь детей, мышление, память;

- Формировать умение применять пословицы разных жизненных ситуациях;

- Воспитывать любовь к родной речи, к пословицам, как к народной мудрости.

Предварительная работа.

- Чтение и заучивание пословиц.

- Чтение художественных произведений: Л. Н. Толстой «Коли делать нечего»; стихотворение Н. Григорьевой «Не бросайте слово на ветер» (пословица «Слово, не воробей - вылетит, не поймаешь»);

- Заучивание стихотворение о пословицах.

- Рисование пословиц.

- Дидактическая игра собери пословицу.

Материал и оборудование:

- Иллюстрации пословиц,

- Мешок с предметами: ножницы, 100р, рыбка, перо, яблоко, камень.

- Запись русские народные частушки к подвижной игре,

- Шкатулка, ключик, ягодка, цветочек.

- 2 синие ленточки для реки,

- Досточки для мостика,

- Мудрая сова, почтовый ящик,

- половинки цветов с картинками пословиц.

Ход.

Организационный момент:

Мир вам, гости дорогие,

 вы явились в добрый час,

Встречу тёплую такую

мы готовили для вас.

Воспитатель: Ребята послушайте «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»

Ребята как вы думаете, что это?

Дети: пословица.

А о чем эта пословица? (ответ детей)

Воспитатель: Это пословица говорит о том, что если ты чего-то хочешь, то одного желания очень мало, надо обязательно что-то для этого сделать. Например, в пословице мы видим, что если ты хочешь кушать, то пойди и вытащи рыбку и ты будешь сыт. Так же и в жизни! Если ты, что-то хочешь, пойди поработай, потрудись, позанимайся и ты это получишь. Какой-то результат

(Стук в дверь, открываю там шкатулка и письмо)

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу пришла необычная посылка: шкатулка, а к ней письмо. Посмотрим от кого оно? (открываю).

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дедушка Фольклор. Помогите мне, в стране Пословиц беда. Злой колдун закрыл все пословицы в этой шкатулке. Я узнал, что только вы сможете мне помочь найти волшебный ключик, ведь вы самые добрые, смелые, умные ребята. С уважением – Дедушка Фольклор!»

  1. От кого письмо? (От Дедушки Фольклора)
  2. О чем письмо? (ответ детей)
  3. Что случилось в этой стране? (ответ детей)

Воспитатель: - Ребята, ну что поможем освободить пословицы?

Дети: Да.

Воспитатель: - Но перед тем, как отправиться в путешествие, давай те настроимся, подготовимся

Запоминает наша голова важные поступки умные слава,

Слушаем внимательно,

Смотрим обязательно

Друг друга не перебиваем,

Для ответа руку поднимаем

Знаний много получаем

Давайте вспомним, что же такое Фольклор?  (это народное творчество)

Что такое пословица ?

Дети: Пословицы – это не большие предложения, которые нас чему-то учат.

Воспитатель: Чему нас учат пословицы?

Дети: Смелости, дружбе, трудолюбию, честности, доброте.

А кто придумал пословицы? (народ)

Воспитатель: Правильно. Много пословиц придумал народ.

 А давайте поиграем слова антонимы.  Есть пословицы о добре и зле,

О правде и …… (дети добавляют противоположные слова) …лжи,

О труде и…. Лени,

О воине и …мире,

О счастье и … горе,

О родителях и … детях.

Воспитатель: - Молодцы! Мы можем отправиться в путь. А вот и первая преграда. «Это река. Чтобы ее перейти нам нужно построить мост, но не обычный. На каждую досточку нужно называть пословицу.

  1. Мост через реку. 5 - 6 детей называют пословицы.
  2.  А вот и второе задание: на полянке только половинки ягод, а у меня в конверте лежат другие половинки. Я буду читать первую часть пословицы, а вы говорите вторую часть и находите картинку. (спросить детей как они понимают эту пословицу)

(Понимания прямого и переносного смысла пословиц).

1.«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

2.«Семь раз отмерь один раз отрежь»,

3.«Яблоко от яблони не далеко падает»,

4.«Любишь кататься, люби и саночки возить»

5.«Что посеешь – то пожнешь»,

6.«В гостях хорошо, а дома лучше»,

7.«Семеро одного не ждут»,

8.«Сделал дело, гуляй смело»,

Вот теперь узнали мы,

Что вы с пословицей дружны.

И посмотрим мы сейчас,

Кто самый знающий из вас.

  1. Наше задание Это веселая игра. «Назови пословицу по предмету».

Воспитатель: Выходите на полянку. Становитесь в хоровод, поиграем мы в игру

С помощью считалки выбираем ведущего)

Раз два, три

На полянку выходи,

Хоровод заводи,

Кто остался – тот води!

Дети под музыку подскоками идут по кругу, водящий по середине с мешочком идет в противоположную сторону, музыка остановилась, возле кого оказался ведущий, тот достает предмет из мешочка и по нему называет пословицу. В мешочке находиться: ножницы («Семь раз отмерь – один раз отрежь»), 100 рублей («Не имей 100рублей, а имей 100 друзей»), Ягодка (Собирай по ягодке наберешь кузовок), перо («Что написано пером, не вырубить топором», «Красна птица пером, а человек умом»), Яблоко («Яблоко от яблони не далеко падает»), Птица (красна птица пером, а человек умом), Камень («Вода камень точит», «Под лежачий камень вода не течет»). Игра проводиться 6 раз.

Воспитатель: Ребята вот мы и нашли волшебный ключ и теперь можем открыть шкатулку и освободить пословицы (достаёт Цветок и ягодку).

Воспитатель: Народная мудрость гласит – «Поговорка цветочек, пословица -  ягодка». (Показываю). Вот мы и освободили пословицу.

Ребята вспомните о какой пословице я в начале занятия вам говорила

Ответ детей (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

А мы можем эту пословицу к нашему занятию применить?

Да, конечно можно. Вот мы потрудились и освободили цветок, а если бы сидели бы на стульчиках не смогли бы помочь дедушке Фольклору.

Вы сегодня справились. Народ высказывается очень точно и метко. Но не каждое изречение можно назвать пословицей, а лишь то, которое усвоено народом и пошло в ход. Хочется закончить нашу встречу замечательным стихотворением «Пословица не даром молвиться».

Пословицы недаром молвятся, (Лера)

Без них прожить никак нельзя! (Диана)

Они великие помощницы (Ваня)

И в жизни верные друзья (Адиса)

Порой они нас наставляют, (Туван)

Советы мудрые дают. (Буянто)

Порой чему – то приучают (Маша)

И от беды нас берегут. (Артем)

Пословица во век не сломится –  ( Арсен)

Ведь с ней и горе и беда. (Саша Б)

И наша речь, красна пословицей,

Давайте помнить их, друзья!

Большое спасибо всем друзья!!!

Воспитатель: а сейчас, ребята, вам нужно будет придумать интересные истории, небольшие рассказы по пословице, которые произошли с вами или еще с кем-то и как можно в этом рассказе использовать пословицу.

При рассказе придерживайтесь плану:

  1. О ком или, о чем вы хотите рассказать?
  2. Что за история произошла с героем вашего рассказа?
  3. И какую пословицу можно применить к этой истории.

(Достаю из почтового ящика Совы картинки по очереди: «Семеро одного не ждут», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». Выслушиваются рассказы детей, после каждого рассказа похвалить, отметить ребёнка, напомнить еще раз план рассказа) (3 – 4 рассказа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "В стране звучащих слов" (средняя группа)

занятие проводится в конце учебного года. в занятии закрепляются умения находить сходные и  разные  звучанию слова,по длительности звучания....

Конспект занятия по развитию речи «В стране звуков «Г-К» в средней группе

Конспект занятия по развитию речи«В стране звуков «Г-К» в средней группеФИО педагога, составившего конспектБильданова Ралия НургалиевнаМесто работыМАДОУ №72 Нижнекамского муниципального района РТВозра...

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в страну сказок"

Конспект по формированию элементарных математических представлений на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспи...

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в страну правил безопасности"

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в страну правил безопасности" для старшей группы...

Конспект занятия по развитию речи "В стране звуков", средняя группа

Конспект занятия по развитию речи "В стране звуков", средняя группа.Задачи: Познакомить детей:- с понятиями «слово». «буква», «звук» и с тем, что слова бы...