Конспект занятия по развитию речи "В стране звучащих слов" (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сезонова Лариса Владимировна

занятие проводится в конце учебного года. в занятии закрепляются умения находить сходные и  разные  звучанию слова,по длительности звучания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_.razvitiyu_rechi.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель   Сезонова Лариса Владимировна.
Частное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» муниципального образования город Новороссийск.

Конспект 
непосредственно образовательной деятельности. 
Тема: «Приключения в стране звучащих слов».

Возрастная группа: средняя. 
Вид занятия: развитие речи

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация» »,  «Здоровье».
Цели НОД: 
1.Образовательный аспект:

Образовательная область «Коммуникация»: 

Продолжать учить  вслушиваться в звучащее слово, четко и внятно произносить слова, самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова, дифференцировать по длительности звучания (слова длинные и короткие).  Тренировать умение образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, преобразовывать  слова с помощью суффиксов –ик-, -ищ-. Совершенствовать умение  переключать слуховое внимание.

 Образовательная область  «Познание»:  Вызвать интерес к слову.

Образовательная область «Здоровье»: 
Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.
2. Развивающий аспект: 

Развивать слуховое  внимание,  речь,  и быстроту двигательной реакции.

3. Воспитательный аспект: 
Образовательная область «Социализация» 
Стимулирование коммуникативно-речевой деятельности.
 Воспитывать любовь к родному языку.
Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила. 

Методы и приемы. 
1.Наглядный: (показ, демонстрация) 
2. Словесный:   вопросы, пояснения. 
3. Игровой:  дидактическая игра.

Материал: интерактивная доска, билеты, корзинка,  фишки, «Звуковые часы», веревка, предметные картинки,  предметы и игрушки, сундучок.

Ход занятия:

  Раздается звонок. Загорается экран интерактивной доски. На экране появляется слайд с Мудрой совой. Воспитатель сообщает  детям, что от Мудрой совы  пришло звуковое письмо.

 - Как узнать, что в письме?

-Послушать.

-Как?

-Включить звук.

Воспитатель включает звуковое письмо и предлагает детям внимательно его прослушать: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я знаю, что вы любите приключения. Поэтому приглашаю вас в страну слов, где вас ждут самые разные игры. Добраться до этой страны можно на любом транспорте. Выбирайте вид транспорта, покупайте  волшебный билет и отправляйтесь».

- Спасибо. Дети, ну что, принимаем приглашение?

-Тогда надо определиться, какой вид транспорта нам подойдет. Надо выбрать такой транспорт, чтобы хватило места каждому и  было удобно. Какие есть предложения?

Воспитатель обсуждает с детьми их варианты, обращая внимание на количество мест и удобство. Останавливаются на самолете.

-Хорошо, а где мы возьмем самолет? Какие есть идеи? (подводит к мысли о том, что надо построить из стульев).

-Ребята, а без чего нас не пустят на борт самолета?

-Без билета.

-Где нам взять билет?

- Купить.

-Как купить без денег? Не забывайте, что билет волшебный.

- Надо купить без денег.

Воспитатель проводит упражнение «Кто я?»

-Билет  купит тот, кто подумает  и ответит про себя, кто он. Сказать надо про себя лишь одно слово, наиболее  подходящее (ребенок, мальчик, девочка, внучка, дочка, сын, брат, малыш и др.)

Дети, получив билет, проходят в самолет и садятся на места.

- Дети, чтобы самолет отправился в путь, надо закрыть глаза и сосчитать до пяти.

Дети закрывают глаза и считают до пяти. Звучит музыка. Воспитатель  тем временем готовит необходимую обстановку в группе: открывает «Звуковые часы», сундучок, выкладывает веревку,  корзинку, предметные картинки, предметы, игрушки.

- Вот мы и прилетели в волшебную страну слов. Осмотритесь по сторонам.  Видите что-то необычное? (ответы детей.)

- Мудрая сова обещала игры и сюрпризы, давайте посмотрим, что нас ожидает. Вот корзинка, на ней написано «Слова». Но здесь я не вижу  слов, только фишки. Почему я не вижу слов?

-Слова  не написаны. Слова можно увидеть, если они написаны буквами. А если они не написаны, их можно только услышать.

- Ой, ребята, в корзинке еще есть записка. Я сразу её не заметила. Читаю:       « Эти фишки выдавать за каждый правильный ответ. В конце  каждой игры  подсчитаете количество очков и определите победителя.  В конце приключения победителя  ждет награда . Только отвечать надо по одному, не вместе, не выкрикивать и не перебивать другого. Мудрая сова».  Поняли, что написала Сова?  Вы согласны с её предложением? Тогда давайте играть.

- Ребята,  давайте  обратим внимание на  предметы, которые вы заметили в  стране слов. Посмотрите, какие интересные  часы. Чем они отличаются от обычных часов?

- Вместо цифр на часах картинки.

-  Да, на картинках изображены разные предметы. Произнесите названия изображенных предметов словами.

-  Вы называли предметы словами. Найдите на часах  два слова-названия, сходные по звучанию (жук-лук, рак-мак).

- Отыщите два названия, разные по звучанию (карандаш, Буратино).

-Назовите слова, которые начинаются со звука А (арбуз, автобус)

По ходу ответов воспитатель указывает стрелками на  картинки, которые называют дети. Вместе с детьми анализирует правильность выполнения задания. За правильный ответ ребенок получает фишку. Определяется победитель игры.

- Ребята, вы услышали разные слова: и похожие по звучанию и разные. А еще чем могут слова отличаться?

-Они могут быть короткие и длинные.

- Дети, почему короткое слово произносится быстро?

- В нем мало звуков.

- Дети, а если в слове много звуков. Как оно будет звучать?

-Долго.

- Если слово звучит долго, то какое это слово?

-Длинное.

- А как можно определить, длинное слово или короткое?

-Прошагать.

-Дети, давайте поиграем в игру «Определи длинное - короткое слово». Выстраивайтесь в линию возле веревки. Я раздаю вам картинки. Вы проговариваете  слово медленно и  одновременно прошагиваете вперед.

Дети выполняют задание по очереди. Воспитатель обращает внимание всех детей  на место, где они остановились.

-Дети, объясните, почему так случилось, что один стоит  совсем рядом с веревочкой. Почему  второй  отошел примерно на середину? Почему другие стоят дальше всех?

- Кто рядом с веревкой, у тех слова короткие, а кто дальше- длинные.

-Дети. Посмотрите, что у нас получилось?  (Имена 3 детей) произносили разные слова (синица, голуби, сорока), а оказались рядом. Почему?

- Слова по длине одинаковые, поэтому все трое оказались рядом.

- Дети, подумайте, как можно изменить эти слова, чтобы они стали или короче, или длиннее?

Если дети затрудняются, задю следующий вопрос.

- Дети, как можно изменить слове голуби на более ласковое? (голубочки).

-  Прошагай заново слово голубочки. Почему (имя) прошагал немного вперед?

-Слово стало длиннее.

За правильное выполнение задания дети получают фишки.

Физминутка.  Игра «Небо. Воздух. Земля»

 Дети двигаются под марш  по кругу. На слове «Земля» дети приседают, касаясь руками пола. на слове «Небо» — поднимают руки вверх; «Воздух» — руки в стороны. Движения выполняются без остановок.

Воспитатель подходит к столу.

-Ребята, посмотрите, шапка. На ней написано «Шапка-невидимка». Для чего нужна такая шапка? (ответы детей)

-Дети, хотите, проверим,  как она действует? Давайте поиграем в игру «Чего нет».

Воспитатель накрывает шапкой предметы. Предлагает детям сказать, чего нет.

-Вот есть вишни, а вот нет…чего?(вишен);

Есть карандаши, нет …Чего? ( Карандашей);

Есть ложки, нет (ложек)

Есть яблоки, нет (яблок)

Есть зайцы, нет (зайцев);

Есть медведи, нет (медведей);

Есть помидоры, нет (помидоров)

Есть апельсины, нет (апельсинов);

Есть машины, нет (машин);

Есть груши, нет (груш).

Воспитатель за правильный ответ выдает фишки.

- Дети, а вот и последний сюрприз Мудрой совы. Что это?

- Сундучок.

- Для чего нужен сундучок?

- Чтобы что-то складывать.

- Как узнать, что лежит в этом сундучке?

-Открыть.

- Как открыть?

- Ключом.

- Но у меня нет ключа.

Воспитатель поворачивает сундук в разные стороны.

-Дети, на крышке сундука написаны слова «лилипуты», «великаны» и еще разные слова.  Может это нам как-то поможет? Кто такие лилипуты? А великаны? (ответы детей).

-Ребята, лилипуты любят все уменьшать. А великаны- увеличивать. Давайте попробуем написанные на сундучке  слова уменьшить и увеличить. Например, слово лилипут. Если его уменьшить, получится лилипутик,а если увеличит- лилипутище.

Великан- великанчик- великанище

Куб- кубик-  кубище

Дом- домик- димище

Ключ-ключик- ключище

Замок- замочек- замочище.

Воспитатель за правильный ответ выдает фишки.

-Вот наш сундучок и открылся. Мудрая сова приготовили для победителей медали (показывает) и сюрпризы для всех детей. Давайте посмотрим, кто сколько фишек заработал. Что надо сделать? (посчитать).

Определяются победители. Награждаются медалями. Все дети получают сладкие сюрпризы.

 - Дети, пора возвращаться  в группу. Предлагаю снова закрыть глаза и досчитать до пяти.

- Дети, понравилось вам играть? Какие игры понравились? Что запомнилось? Какие задания в играх были трудные? Что помогло справиться?

-Вы молодцы, научились играть словами. Скоро научимся их читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Волшебников»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группеЦель: Обобщение и закрепление навыков по разделу «Развитие связной речи» с использованием наглядного моделированияпрезентация по адре...

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание: 1. Закреплять знания сказок, учить проговаривать диалоги персонажей. 2. Принимать участие в драматизации ее отрывков, способствовать формированию интонационной ...

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи и ЗОЖ в младшей группе на тему: “Путешествие в Страну здоровья”

Конспект занятия по развитию речи и ЗОЖ в  младшей группе на тему: “Путешествие в Страну здоровья&rdquo...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....