НОД рассказ по картине
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Спасская Татьяна Владимировна

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы по теме: Составление рассказа по картине "Зимние забавы" (с использованием технологии Триз)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rasskaz_po_kartine.docx196.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 207»

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию  для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине "Зимние забавы"

(с использованием технологии ТРИЗ)

Разработал воспитатель:

Спасская Татьяна Владимировна

Февраль, 2022 г.

Цель: упражнять детей составлять связный рассказ по картине;

Задачи:

-формировать умение при описании событий на картине, указыватьместо и время действия, используя разные типы предложений;

-развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описания природы, окружающей действительности (на основе использования технологии ТРИЗ).

-развивать монологическую форму речи; внимание,наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников;

-расширить словарный запас: железная зима, трескучий мороз, скрипучий снег, седая хозяйка, не велик, снежные шубы, долгожданная зима, матушка - зима

-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование: картина с изображением зимних развлечений;  карточки с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ), мольберт, указка.

Предварительная работа:

  1. Наблюдения за изменениями в природе;
  2. Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях;
  3. Чтение художественной литературы по теме: З. Александрова "Снежок", И. Суриков "Зима", русских народных сказок "Два Мороза", "Морозко";
  4. Беседа на тему: «Пришла зима»;
  5. Чтение загадок и пословиц о зиме;
  6. Составление рассказов из личного опыта «Как мы играем зимой».

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня

говорить:

«Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокожа, белолица».

 

Ответы детей: Зима.

Воспитатель: Верно, зима. Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит", " Береги нос в большой мороз"         (ответы детей).

Ребята, скажите, а какие изменения происходят в природе зимой?

 (выпадает снег, солнышко мало греет, холодно, морозно т.д.).

А какая она, зима?

 (белая, холодная, хмурая, ветреная, снежная, ледяная т.д.).

А еще, зима, время веселых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете?

 (катание с горки на санках, снежки, катание на лыжах, коньках, игра «Мороз – Красный нос» и т.д.).

Воспитатель: Зимой мы все любим играть в разные игры. Сегодня я предлагаю вам составить рассказы по знакомой картине «Зимние забавы».   (Дети проходят на стульчики)

1 этап «Определение состава картины» (работа с первой схемой)

- Какое время года изображено на картине? Какая погода?

(Ответы детей: зима, потому что вокруг много снега, падают снежинки, люди одеты в зимнюю одежду, деревья одели снежные шубы, речку затянуло льдом. Зима, потому что картина называется «Зимние забавы». Погода солнечная, морозная, холодная, ветреная, ясная и т.д.).

- Рассмотрите внимательно картину, кто на ней изображен?

(взрослые люди; дети: мальчики, девочки, птицы, елки, дерево, дома).

- Какие предметы мы видим на картине?

 (лыжи, санки, коньки, снеговика, снег, снежинки, деревья, птицы)

- Что делают на картине взрослые?

 (Они взяли лыжи и отправились кататься на лыжах с горы)

-  Что делают дети? (они катаются на санках, коньках, лепят снеговика и т.д.)

- Как одеты взрослые и дети? (по-зимнему, в теплую и удобную одежду и т.д.)

- Как художник описал настроение людей на картине? Какое оно? (радостное, веселое, бодрое, довольное и т.д.)

Воспитатель подводит итог этапа: Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты и предметы, изображенные на ней.

Физминутка «Лепим снеговика» (движения соответственно тексту)

Сегодня из снежного, мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома

Стоит наша баба у самых ворот

Никто не проедет

Никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе

А жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине» (работа со второй схемой)

- Пришел волшебник «Объединяй-ка» и объединил объекты на картине: мальчик – санки, дети – снеговик, ребенок – коньки, взрослые - лыжи, птицы – ветки, снег – деревья, коньки – речка и т.д.). Дети самостоятельно выделяют и объясняют взаимосвязь между разными объектами и предметами на картине. Например: «Взрослые на лыжах катаются с горы».

Итог этапа: Все объекты и предметы на картине связаны. Это важно доказать.

3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» (третья схема)

Используется прием «вхождения в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться по внимательнее, вдохнуть запахи, притронуться рукой. Даются творческие задания:

- Пришел волшебник «Я слушаю и помог нам услышать…» (ответы детей);

- Пришел волшебник « Я вижу и помог увидеть…» (ответы детей);

- Пришел волшебник «Я ощущаю рукой…» (ответы детей).

Итог этапа: речевая зарисовка ощущений от своего имени или от имени объектов картины.

 Физминутка «Строим горку»

Раз, два, раз, два,

Начинается игра

Разгребаем снег лопатой

Строим горку во дворе

Белой и пушистой ватой

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

4 этап «Преобразование объектов во времени» (четвертая схема)

Предлагаем детям выбрать персонажа, представить, как развивался сюжет во времени. Дети составляют рассказы от имени персонажей картины, давая название своему повествованию.

Воспитатель: А теперь пришло время придумать рассказ по картине «Зимние забавы». Выберите персонажа, о котором вы будете рассказывать. Придумайте название вашему рассказу. Определите, с чего вы начнете свой рассказ, как продолжите, чем закончится ваша история.  Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Самостоятельные рассказы 3-4 детей).

Итог этапа: придумывание детьми названия и содержания рассказа.

 

Рефлексия:

 

   Воспитатель: «Ребята, оцените рассказы ваших друзей?» (ответы детей).

Воспитатель  дает характеристику рассказам детей. Хвалит детей за работу.

Воспитатель: Какое замечательное время года – зима.  Она приносит нам

множество сюрпризов и интересных занятий. Свои впечатления мы отражаем в рассказах, рисунках, поделках. Я предлагаю Вам после занятия нарисовать иллюстрации к вашим рассказам, и организовать из рисунков выставку.

C:\Users\Пользователь\Desktop\печать фото\зима.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...