Дидактическая игра как средство развития словаря.
методическая разработка по развитию речи

Незнанова Оксана Валерьевна

Данная методическая разработка раскрывает роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития словаря.

Дидактическая  игра является одним из методов обучения и умственного воспитания. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Тихеевой ( она разработала ряд игр для ознакомления с окружающим миром и развития речи).Также разработкой игр занимались Усова, Блехер, Венгер, Бондаренко. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Огромную роль играют дидактические игры в обогащении, уточнении и активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание. Например, закрепить знания о цвете, пространстве, времени и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить или назвать ребенок. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех детей, давать по ходу игр задания. Например, сказать хором, спеть песню или вспомнить загадку. В конце игры особого вывода делать не следует. Оценивать то, как прошла игра необязательно. Например, дидактическая игра « Чудесный мешочек». Она может служить прекрасным методом активизации словаря, особенно в младших группах.  Варианты игры:

  1. Ребенок молча достает из мешочка предмет, показывает детям и все вместе называют его.
  2. Ребенок сам описывает предмет.
  3. Прежде чем достать предмет из мешочка, ребенок определяет его форму, материал из которого он сделан и качество его поверхности.

Предварительно дети должны рассмотреть все предметы внимательно. В старшей группе ребенок может добавить к своему ответу рассказ- описание этого предмета. Загадать загадку или рассказать стихотворение о нем.

Игры с куклой. Эти игры проводятся  в виде представления по определенному сценарию. Но это не только развлечение, но и серьезная умственная деятельность, способствующая развитию речевой активности. Основное правило этих игр- закрепление последовательности бытовых процессов. Например, игра « Встреча новой куклы». В ней идет закрепление правил культуры общения, встреча нового человека.

Кроме игр и упражнений с наглядным материалом используются и словесные игры и упражнения. Это наиболее сложный вид дидактических игр. В нем дети должны оперировать представления. Они имеют большое значение для развития мышления ребенка. Проводятся они в основном в старшей группе.

Материальным центром дидактической игры являются  игрушки и игровые пособия. Рекомендуется в каждом ДОУ иметь дидактически оборудованную куклу с комплектом всех предметов обихода , размер куклы 40-50 см. Кроме куклы используются игрушки , изображающие транспорт, животных, птиц, посуду. Большое место имеют народные игрушки ( цветные шары, конусы, бочонки, кольца, матрешки).В играх используются и картинки. Это картинки типа лото. Они должны изображать труд людей  в селе и в городе, жилища людей, средства передвижения, предметы домашнего обихода, одежда, головные уборы, предметы питания, дикие и домашние животные, деревья , кустарники, цветы, природный материал.

 Содержание игр определяется программой. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся  у детей. В одной игре могут использоваться знания по разным методикам. Игры с предметами наиболее доступны детям, т.к. основаны на непосредственном восприятии. Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности. Но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Мелкие настольные картинки являются хорошим материалом для активизации словаря.

Таким образом, использование дидактических игр в работе с детьми способствует развитию речи детей, словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"

Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни"

Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра. Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих ...

Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста

Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.  Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов...

Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра - это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство развития словаря детей 4-5 лет

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном...