Дидактическая игра как средство развития словаря.
методическая разработка по развитию речи
Данная методическая разработка раскрывает роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство развития словаря.
Дидактическая игра является одним из методов обучения и умственного воспитания. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Тихеевой ( она разработала ряд игр для ознакомления с окружающим миром и развития речи).Также разработкой игр занимались Усова, Блехер, Венгер, Бондаренко. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Огромную роль играют дидактические игры в обогащении, уточнении и активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание. Например, закрепить знания о цвете, пространстве, времени и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить или назвать ребенок. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех детей, давать по ходу игр задания. Например, сказать хором, спеть песню или вспомнить загадку. В конце игры особого вывода делать не следует. Оценивать то, как прошла игра необязательно. Например, дидактическая игра « Чудесный мешочек». Она может служить прекрасным методом активизации словаря, особенно в младших группах. Варианты игры:
- Ребенок молча достает из мешочка предмет, показывает детям и все вместе называют его.
- Ребенок сам описывает предмет.
- Прежде чем достать предмет из мешочка, ребенок определяет его форму, материал из которого он сделан и качество его поверхности.
Предварительно дети должны рассмотреть все предметы внимательно. В старшей группе ребенок может добавить к своему ответу рассказ- описание этого предмета. Загадать загадку или рассказать стихотворение о нем.
Игры с куклой. Эти игры проводятся в виде представления по определенному сценарию. Но это не только развлечение, но и серьезная умственная деятельность, способствующая развитию речевой активности. Основное правило этих игр- закрепление последовательности бытовых процессов. Например, игра « Встреча новой куклы». В ней идет закрепление правил культуры общения, встреча нового человека.
Кроме игр и упражнений с наглядным материалом используются и словесные игры и упражнения. Это наиболее сложный вид дидактических игр. В нем дети должны оперировать представления. Они имеют большое значение для развития мышления ребенка. Проводятся они в основном в старшей группе.
Материальным центром дидактической игры являются игрушки и игровые пособия. Рекомендуется в каждом ДОУ иметь дидактически оборудованную куклу с комплектом всех предметов обихода , размер куклы 40-50 см. Кроме куклы используются игрушки , изображающие транспорт, животных, птиц, посуду. Большое место имеют народные игрушки ( цветные шары, конусы, бочонки, кольца, матрешки).В играх используются и картинки. Это картинки типа лото. Они должны изображать труд людей в селе и в городе, жилища людей, средства передвижения, предметы домашнего обихода, одежда, головные уборы, предметы питания, дикие и домашние животные, деревья , кустарники, цветы, природный материал.
Содержание игр определяется программой. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей. В одной игре могут использоваться знания по разным методикам. Игры с предметами наиболее доступны детям, т.к. основаны на непосредственном восприятии. Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности. Но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Мелкие настольные картинки являются хорошим материалом для активизации словаря.
Таким образом, использование дидактических игр в работе с детьми способствует развитию речи детей, словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209641-1361540057.jpg)
Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.
В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-543288-1424016030.jpg)
Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Развиваем речь, пополняем словарный запас слов....
"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"
Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/23/picture-1033376-1524487247.jpg)
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни"
Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра. Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062806-1538069512.jpg)
Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста
Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/16/picture-813928-1537106825.jpg)
Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Дидактическая игра - это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728816-1450804480.jpg)
Дидактические игры как средство развития словаря детей 4-5 лет
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном...