Конспект занятия по развитию речи по теме: "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishmuratova_nod_-_posuda.docx507.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Конспект занятия по речевому развитию по теме:

«Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Старшая группа

Воспитатель

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Надым

2022 год

Конспект занятия по развитию речи по теме:

«Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Старшая группа

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель).

Задачи:

Образовательные: закреплять представления о посуде, ее многообразии и назначении; правильно называть и различать посуду.

Развивающие: расширять словарный запас; учить детей в образовании имён прилагательных от имён существительных и дать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды;  упражнять в образовании и употреблении в речи 
существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; 
развивать внимание, память, логическое мышление и связную речь; 

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость; воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. 

Материал: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды, презентация «Посуда»

Ход образовательной деятельности: Дети заходят в группу. Воспитатель показывает детям куклу.

Воспитатель: ребята посмотрите, наша кукла Маша плачет. Давайте спросим, что у нее случилось. (спрашиваем) Ребята, кукла Маша сказала, что она пригласила на чаепитие своих подруг, но чаепитие может сорваться. Кукла Маша не может найти свою посуду для чаепития, а нашла какую-то записку. Кукла Маша не умеет читает, давайте поможем ей прочитать записку.

Записка от Бабы-Яги:

«Это пишет Баба-яга! Кукла Маша позвала своих друзей на чаепитие, а про меня забыла! Поэтому не бывать чаепитию! Я украла всю посуду! Ха-ха! Но если вы выполните мои задания, я могу забыть обиду и верну, то что забрала! В конверте я оставила вам задания, но они сложные! Надеюсь вы не справитесь!!!»

Воспитатель: Ребята, видите какая вредная Баба-яга, но вы хотите помочь кукле Маше с заданиями? А сможете?

Дети: да!

Воспитатель: итак, достаем первое задание. Тут стихотворение, его нужно прослушать, и ответить на вопросы. Сможете? А теперь послушайте стихотворение.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»: (Слайд 1)

Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке -

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Как назвать все эти предметы одним словом? (посуда) (ответы детей)

В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке). А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда). (слайд 2)

-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: посуда.

Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи? (слайд 2)

Дети: Из них едят, обе тарелки белые.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).

Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.

Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?

Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное),  мелкая река (имеет небольшую глубину),  мелкий дождь (несильный),  мелкий песок (некрупный).

Воспитатель: Давайте продолжим дальше. Выполним 2 задание. Отгадайте загадки.  (слайд  4-9)

  • На кухоньке нашей
    Мы варим в ней кашу,
    Картошку, бульоны,
    Супы, макароны

                                        Кастрюля

  • В ней пожарю я котлету
    И картошку без труда,
    Испеку блины к обеду,
    Ведь она –             

                                  Сковорода

  • Имеет хобот, а не слон,

          Он чашкам отдает поклон.

          Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –

         Больше греться не хочу.
       Крышка громко зазвенела -
       Пейте чай! - вода вскипела.

                                          Чайник

  • Для нас она необходима,

         Ведь пищу из нее едим мы

         Глубокая и мелкая

        Зовут ее ….     тарелкой     

   

  • Ее за ручку мы берем

         Чай кофе из нее мы пьем

                                           чашка

  • Сделаны они все из стекла,
    Предназначены для чая, сока, молока.                 Стаканы

   

  • Сама не ем,

А людей кормлю

                                    ложка

  • Запасные зубы
    Мне очень любы -
    Длинны, востры,
    При еде шустры,
    Не кусать и не жевать,
    Только пищу подавать.   Вилка          
  • Новая посуда, а вся в дырках  

дуршлаг

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: а теперь 3 задание. Выполните  физкультминутку, которая называется «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

Очень важный, как начальник,

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки

(приседать, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни разобьются

(кружиться, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг)

Воспитатель: Молодцы ребята! Скажите пожалуйста, когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?

Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.

Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?

Дети: Металлические.

Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.

Воспитатель: У нас есть еще одно задание 4 от Бабы Яги. Игра: «Назови из чего сделана посуда» Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Амине и скажу: «Ложка из дерева», а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что ложка деревянная. (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д). Ну с этим мы легко справимся! (Слайд 10-13)

  • Ложка из дерева-деревянная
  • Нож из стали- стальной
  • Чашка из фарфора-фарфоровая
  • Графин из стекла – стеклянный
  • Ваза из хрусталя – хрустальная
  • Терка из металла – металлическая
  • Масленка из пластмассы – пластмассовая
  • Сковорода из чугуна – чугунная
  • Миска из глины – глиняная

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь заключительное, самое сложное задание 5 от Бабы Яги. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай посуду по описанию». Сначала я вам загадаю посуду, вы должны угадать, а потом вы должны будете описать посуду, а другие ребята отгадать.

Вам подсказка – модель описания посуды

Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа): Это посуда черного цвета.  Она круглой формы. У нее большой размер. Она сделана из чугуна. У нее бывает крышка и длинная одна ручка, у нее есть дно. В ней можно жарить котлеты, блины, картошку. (чугунная сковорода)

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он описал предмет посуды. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята мы смогли выполнить все задания, мы так же много нового узнали о посуде. Расскажите, что вам понравилось, что нового вы для себя открыли. А теперь, давайте попросим Бабу ягу вернуть кукле Маше, то, что она украла. Посмотрим, что же это. Ой ребята, это чайный сервиз. Теперь кукла Маша сможет пригласить в гости своих подруг, и давайте Бабу Ягу тоже пригласим, все-таки благодаря ее заданиям мы узнали много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда»

В данном занятии совмещаются, переплетаются задания по развитию речи и развитию навыков языкового анализа и синтеза, появляется неожиданная гостья, которой  крайне необходима помощь. Дети были оч...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Посуда"

Конспект занятия по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда"

Фронтальное занятие для детей младшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи на тему "посуда"

Активизировать словарный запас детей на тему «Посуда»Учить детей образовывать прилагательные от существительных.Развивать умение называть обобщающие слова;Развивать координацию.Развивать познавательны...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда" в старшей логопедической группе

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото­рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми­рование понятий чайная, столовая, кухонная по...