Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Тальникова Маргарита Викторовна
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи
 на тему: «Воздух вокруг нас».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_vokrug_nas._kursy_2022.docx9.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи

 на тему: «Воздух вокруг нас».

Подготовил воспитатель:

МБДОУ «Детский сад 79»

Тальникова М.В.

Рязань, 2022 г.

Воздух вокруг нас.

Цель: Организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей, направленную на знакомство с доказательствами существования воздуха; способствовать развитию умения отвечать на поставленный педагогом вопрос; пробуждать  интерес к экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Организовать мотивацию побыть в роли ученых.
  • Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Организовать контроль усвоенных детьми знаний и рефлексивную оценку детьми своей деятельности.

Цель для ребенка с ЗПР: Вовлекать ребёнка в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Предварительная работа: беседа о воздухе и ветре.

        Воздух – это то, чем дышат люди, животные, растения. Воздух нужен всему живому. Если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей. Воздух мы не видим и не чувствуем, он не имеет запаха, но окружает нас повсюду. Когда он приходит в движение вокруг нас, мы можем его ощутить. В разных местах воздух будет разным. Теплый воздух поднимается вверх, а его место занимает более холодный. Так образуется ветер. Движущийся воздух называется ветром.

        Оборудование и материалы:

  • пластиковые стаканчики;
  • емкости с водой;
  • полиэтиленовые пакеты по числу детей;
  • бумажные кораблики;
  • трубочки – по числу детей.

Ход занятия:

1 этап. Мотивационный.

Ребята, вы знаете кто такие ученые? Хотите выступить в роли ученых и заняться исследованиями? (надевают фартуки).

2 этап. Ориентировочный.

А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: 
Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 

Дети: Воздух!

Воспитатель: Андрей, что мы сегодня будем исследовать? (воздух).

3 этап. Исполнительский.
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию. (дети проходят к столам).

Чтобы, воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 
Дети: Да. 

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом). 
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Дети: Он пустой. 

Воспитатель: Пакет какой?

Дети: Тоненький.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (его надо поймать).

Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. На доске пиктограмма «ПОЙМАТЬ».

Ребята, давайте пройдем к следующему столу.

Опыт 2: «Ветер – движение воздуха».

Воспитатель: Представьте, что в каждом тазике – море, а вы – ветер. Попробуйте подуть на воду. Что получается?

Дети: Волны.

Воспитатель: Андрей, что получается? (волны)

Воспитатель: Чем сильнее дуть, тем выше будут волны. Возьмите кораблики и опустите их на воду. Подуйте на кораблики. Что с ними происходит?

Дети: Они плывут.

Воспитатель: Андрей, что происходит с корабликом? (плывет)

Воспитатель: Что произойдет с корабликом, если не будет ветра?

Дети: Он будет стоять на месте.

Воспитатель: Андрей, что произойдет с корабликом, если не будет ветра? (стоит).

Воспитатель: А если подуть очень сильно, то что произойдет?

Дети: Начнется буря, и может произойти кораблекрушение.

Воспитатель: Андрей, что произойдёт, если подуть сильнее? (буря).

Воспитатель: Значит, ветер – это движение воздуха! На доске пиктограмма «ВЕТЕР».

Опыт 3: «Воздух можно услышать».

Воспитатель: Вы слышали воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Хотите услышать?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите трубочку и подуйте в неё. Что вы слышите?

Дети: Свист.

Воспитатель: Воздух, попадая в трубочку, издает звук.

Воспитатель: Андрей, что делает воздух попадая в трубочку? (издает звук).

Воспитатель: Сделаем вывод: Воздух можно услышать. На доске пиктограмма «СЛЫШАТЬ».

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. Для этого давайте пройдем к следующему столу.

Опыт 4. «Воздух в человеке». 
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! 
Воспитатель: Молодцы! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и в выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вывод: Воздух есть в человеке. На доске пиктограмма «ВДОХ-ВЫДОХ».

Физкультминутка: 
Коль с водой имеем дело, (
показ - переливаем воду из одного кулачка в другой
Рукава засучим смело.
(засучиваем рукава) 

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) 

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) 
Фартук - друг. Он нам помог
(провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) 
Ты работу завершил? Все на место положил? (
шаг на месте).

Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью. Вам нравится?

Дети: Здорово!

Воспитатель: Сделаем вывод, что с помощью воздуха можно рисовать. На доске пиктограмма «КЛЯКСА».

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели!

Что мы делали сначала? («запирали» воздух в пакет); 

Что мы делали потом? (Мы дули на кораблики). Что мы так проверили? (Что ветер – движение воздуха).

Что мы делали потом? (Мы услышали воздух). Как мы это сделали? (Дули в трубочку).

Что мы делали потом? (Мы дули в стакан с водой через трубочку). Что мы так узнали? (Воздух есть внутри нас).

Что мы делали потом? (Раздували кляксы и рисовали). Помог нам воздух рисовать? (Да).

Где окружает нас воздух? (Везде).

4 этап. Рефлексивный.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Воспитатель: Андрей, тебе понравилось дорисовывать кляксу? (да).

Воспитатель: Что вызвало затруднение?

5 этап. Перспективный.

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где вам могут пригодится знания, полученные во время опытов с воздухом?

Кому можно о них рассказать?

Воспитатель: Андрей, ты расскажешь родителям об опытах, которые мы проводили сегодня?

Список используемой литературы:

  • Н. Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» для занятий с детьми 4-7 лет. МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2014. – 80 с.
  • Н. В. Нищева «Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах». ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика».)
  • О.В.Дыбина, Н.Т.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016г. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Знакомство с цифрами 3 и 8 " в подготовительной группе

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в подгтовительной группе по познавательному развитию на тему: "Знакомство с цифрами 3 и 8"...

В солнечном царстве- космическом государстве. Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

Цель: развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях.Программные задачи: познакомить детей с адресом Земли;сформировать у детей понятие «ко...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по осеннему лесу» для детей старшей группы

Программные задачи: познакомить детей  с древнерусскими названиями осенних месяцев. Продолжать учить самостоятельно находить осенние изменения в природе. Обобщить и систематизировать  знания...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 6-7 лет. Основы финансовой грамотности. Тема: « О, Финансы! Сказочное слово!»

АннотацияАктуальность опытаНевозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкол...