Мир через загадку
консультация по развитию речи (старшая группа)

Бодрая Виктория Александровна

Зачем необходимо с ребенком составлять и отгадывать загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_cherez_zagadku.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мир через загадку.

Ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 5 летним детям. 


Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки:
- развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Именно поэтому использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Дети очень любят отгадывать загадки, и у каждого педагога в своей копилке есть интересные игры с использованием загадок.

Загадка-это своеобразное описание предмета и его свойств по определенной схеме-опоре.

Самый простой вариант - это описание выбранного предмета по вопросам: «На что похоже?»«Чем отличается?» или «Что делает?»«На что похоже?»

Пример составления загадки про цветок:
- На что похож цветок? - На бабочку.
- А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает.
- Еще на что похож? - На зонтик, но маленький.
- А еще? - На бантик, но бантик не живой.
Бабочка - Не летает
Зонтик - Маленький
Бантик -  Живой

Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же ?»

Пример составления загадки про белку
- Что делает белка?
- Прыгает, карабкается, собирает, грызет.
- Прыгает как кто или что?
- Прыгает как зайчик.
- Карабкается как обезьяна.
- Собирает как хозяйка.
- Грызет, как хомяк.

А теперь научимся загадывать предмет, указывая его части и их количество.

Например«4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина» - получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом – там нет кабины и колес меньше). Эта схема очень полезна, т. к. позволяет сравнить, например, состав схожих предметов.

Существуют также «молчаливые» загадки. В данном случае рисуется только часть загаданного предмета (например, хвост от кота, а отгадкой будет кот).

Есть и другие варианты составления загадок, например, используя противоречия «Вчера мягкий, сегодня твердый» (хлеб).

Если ребёнок не умеет отгадывать загадки, он должен попробовать сделать это с другой стороны. Как поймет принцип составления загадок, так и сможет их и отгадывать и сам придумывать.

Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие логического мышления через задачи и загадки»

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям...

развитие речи через загадки Пушкина

развитие речи через загадки Пушкина...

Сценарий «Русской избы» Подготовила: Кузнецова Н.В. Цель: Вызвать желание познавать культуру своего народа (через игры, загадки,хороводы, песни), 2019 год.

Сценарий «Русской избы»Подготовила: Кузнецова Н.В.Цель: Вызвать желание познавать культуру своего народа (через игры, загадки,хороводы, песни)....

Модель программы взаимодействия ДОО с родителями через реализацию регионального компонента "Загадки Азовского побережья..."

В основе нашей модели лежит идея помочь, направить, поддержать, а главное дополнить воспитательную и  образовательную деятельность родителей....

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста через загадки и рифмовки

Статья посвящена развитию речи у детей старшего дошкольного возраста через загадки и рифмовки, раскрыты основные направления работы по развитие речи у детей старшего дошкольного возраста....