НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Спиридонова Татьяна Владимировна

Открытое занятие по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_rr.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого показа непосредственно - образовательной деятельности в средней  группе

по развитию речи на тему:

«Звуковая культура речи. Звуки Щ-Ч».

Воспитатель:

Спиридонова Татьяна Владимировна

Образовательная область: речевое развитие.

Вид занятия: фронтальный.

Цель:упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.

Задачи:

1. Образовательные:учить различать звуки  Ч-Щ в слогах, словах.Формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ. Учить подбирать слова на заданный звук.Упражнять в употреблении увеличительных суффиксов;

2. Развивающие: развивать фонематический слух детей, формировать фонематическое восприятие;

Продолжать развивать у детей внимание, воображение, способствовать развитию связной речи, умению формулировать вопросы; развивать мыслительную деятельность, любознательность, творческое воображение.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, уважать сверстников, отвечать не перебивая друг друга.

Оборудование:магнитная доска, картинки с изображением чашки, щетки, гнома и великана, магниты.

Методы и приемы:словесные  (художественное слово, объяснение, указание), игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).

Планируемый результат:Дети демонстрируют навыки правильногопроизношения звуков Ч-Щ в словах и слогах.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,  участвуют в совместных играх.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/технологии формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

Организацион

ный момент

Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарите нашим гостям улыбку. Дети садятся на стульчики.

Ребята, я сегодня получила два письма. Там должны быть подсказки, о чем мы будем сегодня разговаривать

- слушание воспитателя, приветствие друг друга улыбками.

Ответы детей

1 мин

создание сюрпризной ситуации;.

Выполнение артикуляционных упражнений

- привлечение

произвольного

внимания

2.

Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.

Знакомство со звуками Ч-Щ

Но для начала нам нужно сделать зарядку для нашего язычка.

«Месим тесто». Для него необходимо открыть рот, положить язык на нижнюю губу, аккуратно пошлепать его верхней губой или мягко прикусывать, произнося «пя-пя-пя».

«Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.

«Почистим зубки». Рот открыт, кончик языка трогает каждый зуб.

 Теперь можно открывать наши конверты.  

Что у нас внутри? (ответы). Правильно, щетка и чашка.

Давайте с вами медленно произнесем Щщщётка. Какой первый звук слышите ?

Чччашка, а здесь какой первый звук?

(дети повторяют упражнение несколько раз.)

- вовлекаются в деятельность.

- дети произносят звук Ч-Щ быстро и медленно.

2 мин

- выполнение  

- активность детей

3

Автоматизация звука Ч-Щ в слогах и словах

«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:

Ащ-ащ-ащ – ач-ач-ач,
Ча-ча-ча – ща-ща-ща,
Ещ-ещ-ещ – еч-еч-еч.

Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем

2 мин

4

Развитие фонематического слуха

«Поймай звук»

Ребята, звуки наши  хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте им поможем! Я вам произношу слово, а вы говорите какой звук в нем слышите, Ч и Щ.

Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, чемодан, щепка, чудеса, щётка, часы, щека.

- внимательно слушают, запоминают.

- слушают и хлопают в ладоши, когда услышат слово со звуком «Ч-Щ».

2мин

Игра «Поймай звук»

Верные суждения и ответы детей

5

Динамическая пауза

Ребята, давайте с вами поиграем в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.

Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, чайник, зубы, щётка, чашка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

Дети выполняют движения согласно правилам игры

2

 мин.

Динамическая пауза

6

Автоматизация звука Ч Щ в слогах и словах

Сопоставление звуков [Ч], [Щ].

А теперь повторяйте за мной  чистоговорки:
Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.
Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.
Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.
Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.
Педагог: Ребята, скажите какие звуки мы услышали в  чистоговорках? (ответы детей) .
«Ч», «Щ».

2мин

Чтение чистоговорок

7

Д/И «В стране великанов и гномиков»

Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок- кулачище

Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.

Ответы детей

2 мин

8

Чтение скороговорок на звуки Ч, Щ.

Сейчас я произнесускороговоркиа вы после каждой скороговорки должны определить звуки «щ», «ч»

Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Ты нас мама не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.
У четырех черепах
По четыре черепашонка.
Чебурашка, чебурашка,
Нос, как черная букашка.

Дети произносят скороговорки и по просьбе педагога после каждой скороговорки определяют звуки «щ», «ч».Ответы детей

2 мин

Чтение скороговорок

9

Рефлексия. Подведение итогов

С какими звуками  мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Ш.,],

- Назовите слова, начинающиеся со звука [ч]. (часы, чашка, чеснок)

- Назовите слова, начинающиеся со звука [ш, ]. (щека, щипцы, щука)

высказывания воспитанников.

2 мин

Завершение работыположительные эмоции детей от выполнение работы, цельдостигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...