Консультация "Развитие речи дошкольников в формировании знаний об окружающем мире"
консультация по развитию речи

Горовая Ольга Владимировна

В консультации даны рекомендации родителям и педагогам ДОО по развитию речи в процессе формирования знаний дошкольников об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников в формировании знаний об окружающем мире

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка формируются не только экологические знания, понятия, но и представления. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и являются важной частью интеллектуальной готовности ребёнка к школе.

Экологическое понятие составляют следующие важные категории: живое – неживое; растения; животные. Экологические представления отражают понимание ребёнком взаимосвязи в природе, например:

- между средой обитания и окраской животного;

- изменением образа жизни животного в зависимости от сезонных изменений в неживой природе.

Оказывается, что у современного дошкольника при наличии экологических знаний зачастую нет чётких, оформленных в речи понятий  и преставлений.

В целом, трудности детей сводятся к следующему:

– неумение выделить и обобщить существенные признаки;

– опора на частное, случайное или части воспринимаемого объекта;

– использование чувственного образа целиком, слитно с ситуацией;

– ребенок опирается на разные стороны объекта без продуктивного анализа и синтеза;

– выделение в объекте лишь знакомых сторон, не позволяющих познавать существенные связи и отношения;

– глобальность и слитность образов, слабая дифференциация, что препятствует развитию качеств ума: гибкости, критичности, самостоятельности.

Эти трудности преодолеваются, когда то, что воспринимает ребенок, связывается со словом. Слово выполняет разные функции в процессе познания природы.

1. Слово как название объекта.

Достигается быстрое и легкое различение сходных предметов и представлений о них. Например, услышав название новых фруктов, ребенок легко начинает отличать лимон, мандарин, хурму и пр. Название предмета обеспечивает обобщенность сохраняющегося образа, ведет к объединению предметов в категории: фрукты, овощи и т. д.

2. Слово как средство анализа воспринимаемого объекта, то есть вычленения его частей, сторон, признаков. Этот процесс может принимать различные формы. Когда вычленение частей в целом предмета не сводится к их простому перечню, а ведется последовательно, систематично и дополняется анализом их взаимоотношений и связей, у ребенка складывается осмысленный образ: анализ непосредственно ведет к синтезу.

3. Слово как средство фиксации самого существенного в объекте, что достигается благодаря специально подобранному слову, например эпитету. При этом образ приобретает черты обобщенности и соединяется с понятием.

Особую роль в развитии экологических понятий и представлений играет развитие выразительности речи. Степень выразительности речи прямо связана со степенью понимания значения слова, побуждая его переживать действительность, а не механически усваивать знания. Необходимо вызывать эмоциональную отзывчивость на природные объекты и явления, стимулировать умение и желание любоваться и образно отражать впечатления в речи.

В целом, развитие экологических понятий и представлений в дошкольном возрасте определяется:

– богатством словаря, владением обобщающими словами: если ребенок не знает обобщающего слова, то переходит в решении задачи к опоре на несущественный признак;

– содержанием, которым оперирует ребенок, – в нем должны выделяться существенные признаки предметов, явлений, процессов;

– обобщенностью и системностью знаний об окружающем, что проявляется в подвижности знаний на основе включения в разные системы;

– умением использовать собственный опыт в решении задач.

Направлениями работы по развитию экологических понятий и представлений выступают:

– обучение  все более многостороннему анализу и синтезу;

– развитие подвижности ассоциаций;

– обучение раскрытию объективных признаков объектов и их видородовых групп;

– обогащение словаря обобщающими словами.

Задача взрослого состоит в том, чтобы  побуждать ребенка обосновывать свои выводы.

Активное включение речи в процесс формирования у дошкольников экологического сознания и соответствующего поведения делает решение данной задачи более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют кл...

Конспект НОД в средней группе по формированию знаний об окружающем мире с использованием здоровьесберегающих технологий "Будем здоровы"

Цель: Формировать у детей основы здорового образа жизни. Задачи:Обучающие:- формирование у детей потребности в бережном отношении к здоровью- формировать навыки   укрепления своего...

Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет п...

Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте....

«Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом....

Консультация для родителей «Формирование знаний об окружающем мире у ребёнка в семье».

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созд...