Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Морские обитатели, Пресноводные и аквариумные рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Выговская Вера Евгеньевна

Данный материал будет интересен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности и логопедам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема «Морские обитатели. Пресноводные и аквариумные рыбы»

Образовательная область: «Развитие речи»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: активизация и обогащение словарного запаса по теме «Морские обитатели. Пресноводные и аквариумные рыбы».

Задачи:

  • Развивать общие речевые навыки.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Упражнять в согласовании числительного с существительным, существительного с прилагательным, в образовании притяжательных прилагательных, существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного.

Ход НОД.

Дети стоят полукругом на коврике.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день! Давайте улыбнемся нашим гостя и друг другу и поздороваемся. Очень хорошо. А теперь проходите на стульчики. Сегодня мы с вами проведем занятие по развитию речи.

        Посмотрите, ребята, что я принесла сегодня на занятие. Что это? (Глобус). А что такое глобус? (Модель Земли). А какого цвета больше всего на глобусе? (Синего). А что обозначается синим цветом на глобусе? (Моря, реки, озера). Кто мне назовет, как одним словом можно назвать реки, моря, озера? (Водоемы). Правильно, ребята!

Постановка проблемы воспитателем.

        В.: Ребята, а как вы думаете, почему на занятие по развитию речи я принесла глобус? (Дети решают проблему, поставленную воспитателем и могут дать ответы: Будем говорить о воде; Отправимся в путешествие на море, на дно океана).

        Молодцы, ребята, много версий высказали. Да, мы отправимся в путешествие по водоемам в гости. А вот к кому мы поплывем в гости, вы мне скажете, отгадав загадку:

  • Плаваю под мостиком, и виляю хвостиком.

По земле я не хожу. Рот есть, да не говорю.

Глаза есть, а не мигаю. Крылья есть, но не летаю. Кто это?

        Правильно- это рыбы. И мы отправимся в мир рыб. Но сначала я хочу проверить, что вы знаете про рыб. Проведем небольшой блицопрос. Главное условие- отвечать полными ответами и не выкрикивать с мест. Итак, начали!

  • Каких рыб вы знаете? (Дети называют рыб.)
  • Где живут рыбы? (Рыбы живут в водах рек, озер, морей. А еще рыбы живут у человека в аквариумах.)
  • В какой воде могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в пресной и морской воде.)
  • Какие части можно выделить в строении любой рыбы? (В строении любой рыбы можно выделить голову, туловище с плавниками и хвост.)
  • Чем покрыто тело большинства рыб? (Тело большинства рыб покрыто плотной чешуей.)
  • Как рыбы выводят потомство? (Есть рыбы живородящие. У них сразу появляются маленькие рыбки — мальки. А есть рыбы, которые сначала откладывают, например, на листья водорослей, икринки. Из икринок выводятся мальки. Они растут, превращаются во взрослых рыб.)
  • Скажите, а как рыбы дышат под водой? (У них есть специальный орган дыхания — жабры.)
  • А почему рыбы не тонут в воде? (У них есть специальный воздушный пузырь)

        Молодцы! Много вы знаете про рыб. Я хочу посмотреть, знаете ли вы, где какая рыбка живет. Сейчас я разделю вас на три команды. Одна команда будет речкой, вторая- морем, а третья- аквариумом.  На столах лежат картинки, из них вам надо выбрать своих рыб (Дети подходят к столу и выбирают рыб по среде обитания. Затем садятся на места и доказывают свой выбор. Карточки с изображениями вывешиваются на мольберт). Молодцы, всех рыбок расселили, теперь можно отправляться к ним в гости.

        Итак, отправляемся на речку. Но чтобы туда попасть, надо разгадать путаницу. Я вам буду говорить предложения, а вы внимательно слушайте и попробуйте его распутать.

        Игра «Путаница»:

  • Рыбака поймала рыба.
  • Река живет в рыбе.
  • Червяк съел рыбу.
  • Сеть попала в стаю рыб.

В.: Молодцы, распутали все предложения! Назовите мне речную хищницу (Щука).

Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (Образование притяжательных прилагательных):

Посмотрите и назовите части тела щуки.

  • Чьё туловище? (Это щучье туловище)
  • Чей хвост? (Это щучий хвост)
  • Чьи плавники? (Это щучьи плавники)
  • Чья голова? (Это щучья голова)

Пальчиковая гимнастика «Налим»:

В.: А сейчас превратимся в рыбу налим и сделаем вместе с ним пальчиковую гимнастику:

Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты; движения двумя ладонями порознь.)

Прилетали к ним три утки.

По четыре раза в сутки. (Руки сложены накрест, взмахи ладонями.)

И учили их считать: (Сжимать и разжимать кулачки.)

Один, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики, начиная с большого.)

        В.: Отправляемся дальше. А куда попадем, узнаете, отгадав загадку:

  • Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И рыбкой золотой.

Что за домик такой? (Аквариум).

В.: Давайте вспомним названия аквариумных рыбок. А могут ли рыбки жить в пустом аквариуме? Что там еще должно быть? (Вода, песок, камушки, водоросли). Правильно. Вот мы с вами сейчас и сыграем в игру «Рыбки, водоросли, камушки»:

«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как плавники рыбы.

«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения телом и руками.

«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.

         В.: Запомнили движения? Тогда я вам буду называть слова, а вы- выполняйте движения!

Молодцы, все правильно сделали! Отправляемся дальше. Отгадайте загадку и узнаете, куда попадем:

  • Из него вода не пьётся, потому что не вкусна – и горька и солона.

Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где это бывает? (Море, океан).

Давайте вспомним, какие рыбы живут в морях (Дети называют). Молодцы. А сейчас посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему? (Акула, рыба- молот, рыба- игла, кит. Лишний кит, т.к. это- млекопитающее).

А сейчас давайте посчитаем морских рыб:

  • Одна акула, две акулы, пять акул.
  • Один морской окунь, два морских окуня, пять морских окуней.

Ребята, иногда про человека говорят- «Нем, как рыба». Как вы думаете, про какого человека так говорят? (Так говорят о человеке, который упорно не хочет разговаривать. О чём его ни спрашивают - он молчит. Почему молчит - тоже не объясняет. Нем - от слова «немой». Немой - это человек, который не может разговаривать).

А ещё такое выражение есть: «Как рыба в воде». О ком так говорят? (Кто лучше всех плавает в воде? Конечно, рыбы. Они не тонут, движутся ловко, свободно, быстро. Когда человек в каком-то деле или в каком-то месте чувствует себя легко и свободно, то говорят, что он там как рыба в воде).

 А сейчас давайте попробуем составить описательный рассказ по схеме про акулу.

        

        Ну и в заключении нашего занятия давайте сыграем в синквей- я буду вам описывать рыбу или морское животное, а вы должны будете его угадать.

  • Это крупная морская рыба. Хищник. У нее очень плохое зрение и очень хороший нюх (Акула)
  • Это крупная морская рыба. Хищник. Ее голова напоминает молот (Рыба – молот)
  • Это мелкая пресноводная рыба. Хищник. На спине у нее острый плавник, а тело в колючках (Ёрш)
  • Это морское животное, ошибочно его многие называют рыбой. Дышит воздухом. Живет в стае. Очень высоко выпрыгивает из воды. Выступает в цирке (Дельфин).

Если время останется, то предложить побыть ведущим в игре детям.

Молодцы ребята, все отгадали! О чём мы сегодня говорили? (О рыбах.) Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

Если занятие вам понравилось, у вас все получилось, все было понятно- возьмите улыбающуюся рыбку.

Если не все получилось, что то осталось непонятным- возьмите морскую звезду.

А если все не понравилось, ничего не запомнилось- возьмите акулу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Волшебные слова»

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».Задачи:Образовательные:Углублять представление детей о доброте как...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:закрепить навыки правильного звукопроизношенияЗадачи:ОбразовательныеСовершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования;Упражнять в употреб...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: "Осенними тропинками"

Занятие направлено на обобщение, закрепление и систематизации представлений детей об осени....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности ТЕМА: «ПОД ГРИБОМ»

Цель: создание условий взаимодействия со сверстниками для развития диалогической речи.Образовательные задачи.·        Развить слуховое внимание, закреплять на...