РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Стратегия современного дошкольного образования заключается в предоставлении всем воспитанникам возможности проявить свои таланты и творческий потенциал для будущей успешной жизни. Сегодня социальный заказ общества ориентирует отечественное образовательное на развитие творческой личности, имеющей глубокие и прочные знания, способной решать задачи нового века на соответствующем запросам уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kuznetsovoy.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное бюджетное

                              дошкольное образовательное учреждение

                              детский сад  № 5

                                           г. Славянска-на-Кубани

                                           МО Славянский район

                                        Методическая разработка

по теме « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

РАССКАЗЫВАНИЮ »

                                                                                                  Выполнила: воспитатель

                                                                                                  Кузнецова Н.В.                                                                                            

                                                         

                                                        2021г.

                                                    Пояснительная записка

Стратегия современного дошкольного образования заключается в предоставлении всем воспитанникам возможности проявить свои таланты и творческий потенциал для будущей успешной жизни. Сегодня социальный заказ общества ориентирует отечественное образовательное на развитие творческой личности, имеющей глубокие и прочные знания, способной решать задачи нового века на соответствующем запросам уровне.

Дошкольный возраст является периодом изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Поэтому очень важно, чтобы уровень творческих достижений каждого ребёнка на данном возрастном этапе способствовал его позитивным приобретениям, успешной адаптации в современном мире. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества, именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

Цель представленной разработки – развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию.

Задачи разработки:

– подобрать игры и упражнения, направленные на развитие воображения, памяти, внимания, мышления, связной речи, систематизировать их и объединить в единый комплекс;

– апробировать комплекс игр и упражнений и с его помощью развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста;

– создать благоприятные условия для развития творческих способностей в процессе обучения рассказыванию;

– побуждать дошкольников к использованию полученных знаний и навыков;

– развивать положительное эмоциональное отношение к рассказыванию


Разработанный мною комплекс игр и упражнений направлен на развитие основных компонентов творческих способностей – воображения, памяти, внимания, оригинальности и точности мышления; способствует развитию речи дошкольников. Разработка включает в себя ряд игр и упражнений на составление рассказа-описания, рассказа по серии сюжетных картинок, создание разных видов творческих рассказов, сочинение сюжетных рассказов по картине, сочинение рассказов на основе личного опыта.

Для того чтобы процесс рассказывания был более продуктивным, я представила и разделила комплекс игр и упражнений на пять блоков, которые включают, кроме обязательного условия – построения рассказа – игры и упражнения, способствующие развитию основных компонентов творческих способностей в процессе рассказывания. Обязательное условие каждой игры – построение устного высказывания, то есть процесс рассказывания:

Блок 1. Игры и упражнения на сочинение рассказов на основе личного опыта;

Блок 2. Игры и упражнения на составление рассказа по серии сюжетных картинок;

Блок 3. Игры и упражнения на составление рассказа-описания;

Блок 4. Игры и упражнения на создание разных видов творческих рассказов;

Блок 5. Игры и упражнения на сочинение сюжетных рассказов по картинке.

Комплекс игр и упражнений представлен в таблице.

№ блока

Название игр и упражнений

Цель игр и упражнений

Блок № 1

« Объясни », « Что вы видите вокруг?»,

« Расскажем про белочку », « Составь описание ».

Цель: уточнить представления детей о названии предметов, учить их описывать предмет, называя его признаки, качества, действия; составлять совместно рассказ, соблюдая структуру высказывания; развивать речь детей, формировать умение логично рассуждать; развивать, умение развёрнуто излагать мысль, развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.

Блок № 2

« Где начало рассказа?»,

 « Исправь ошибку »,

« Какая картинка не нужна?», « Найди картинке место », « Составь два рассказа », « Нарисуй сказку ».

Цель: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, формировать умение правильно, понимать их содержание; формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; формировать умение самостоятельно, подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему; активизировать и расширять словарный запас; развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.


Блок № 3

« Волшебный мешочек »,

« Как ты узнал?», « Пойми меня », « Нарисуй картину словами ».

Цель: развивать у детей умение составлять рассказ-описание по картинке, предмету, используя разные характеристики предмета; совершенствовать умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений; учить подбирать доказательства при составлении рассказов-описаний, выбирая существенные признаки; формировать умение самостоятельно, подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему; развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и
оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.

Блок № 4

« Всё расставим по местам», « Скажи точнее », « Придумай рассказ »,

« Найди другое слово»,

« Это правда или нет?»,

« А я бы?»

 Цель:   формировать умение самостоятельно, подбирать   средства для  составления сказки или рассказа на заданную тему; обучать свободному рассказыванию, развивать умение развёрнутого изложения;  развивать у детей умение составлять рассказ - описание по картинке, предмету, используя разные характеристики предмета; совершенствовать умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений; формировать умение подбирать доказательства при составлении рассказов - описаний, выбирая существенные признаки; формировать умение самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему; развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно -преобразовательный характер творческих решений. Формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно - преобразовательный характер  творческих решений; беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления.

Блок № 5

« Чего на свете не бывает », « Придумай сказку »,

« Поиск пропавших

деталей », « Фотограф ».

Цель: формировать умение детей правильно понимать содержание картины; воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины), любовь к природе, уважение к данной профессии и так далее; формировать умение самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему; формировать умение составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки; обучать свободному рассказыванию, развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, составления сказки или рассказа на заданную тему; развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение

При разработке комплекса игр и упражнений я учитывала, что необходимо сформировать у детей старшего дошкольного возраста навык рассказывания, нужно вести целенаправленную работу по внедрению в образовательную деятельность действенных, целесообразных, интересных для детей методических приемов и видов рассказывания при минимальном изменении условий составления рассказа.


В процессе выполнения задания дети будут учиться составлять описательные рассказы о литературных персонажах, о реальных и сказочных животных. При этом в рассказах будут отражаться следующие умения: понимать и осмысливать темы; пользоваться средствами языка в соответствие с литературными нормами; развивать творческое мышление и воображение.

Для составления описательных рассказов в комплексе мероприятий используются объекты, имеющие эмоциональные, социально-нравственные характеристики. Предлагаются для описания образы сказочных героев, объекты природы, людей разных профессий в разных эмоциональных состояниях.

Игры и упражнения разработанного мною комплекса разнообразны, направлены на развитие внимания, творческого мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти. Игры и упражнения эмоционально насыщены, среди них есть как коллективные, направленные на сотрудничество, или состязательность, так и индивидуальные. Использование данного комплекса во время режимных моментов способствует развитию творческих способностей дошкольников, дает положительные эмоции, способствует возникновению активности. Игры и упражнения комплекса увлекают дошкольников, так как они подобраны с учетом возрастных особенностей детей, поэтому воспитанники старшего дошкольного возраста с увлечением выполняют задания, предложенные в играх и упражнениях. Важно, что дошкольники не задумываются над тем, что во время игр и упражнений у них происходит развитие творческих способностей, дети увлечены творчеством, развиваются, активно взаимодействуют.

Игры и упражнения проводились в свободное от занятий время в первой и во второй половине дня после занятий. При проведении игр и упражнений использовался принцип системности, наглядности и доступности, активности и интереса. Несмотря на то, что дети старшего дошкольного возраста имеют опыт в рассказывании и хорошо воспринимают словесное объяснения игры и упражнений, некоторые игры и упражнения, направленные на слуховое внимание и память, вызывали затруднения в восприятии, тогда игры и упражнения повторялись и условия разъяснялись подробнее.

Рассмотрим подробнее методику работы с отдельными играми и упражнениями из каждого блока.


Блок 1. Игры и упражнения на сочинение рассказов на основе личного опыта.

Опишу методику работы упражнения « Составь описание », цель которого формировать умение детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия; развивать умение развёрнутого изложения; гибкость, беглость, оригинальность, точность мышления; воображение, внимание, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Упражнение проводится в групповой форме. Важным фактором для успешного выполнения речевого упражнения является активизация детской памяти. В предварительной беседе с детьми попросить их вспомнить любимый предмет, явление и назвать их. После того как двое или трое детей ответят на вопросы, сообщить, что сейчас будем подробно рассказывать об этих предметах. Затем я сама описываю предмет или явление, как образец для детей. Для проведения можно использовать мяч, дети садятся на коврик в круг, воспитатель кидает мяч ребенку и просит его описать предмет или явление, например, ягоду, фрукт, игрушку, время года и так далее, который он больше всего любит, а все остальные дети будут отгадывать. Далее мяч бросают другому ребенку, и игра продолжается. Если проводить упражнение без мяча, то можно описывать любимый предмет по очереди по кругу. Ход переходит к тому, кто первый угадал описание предыдущего ребенка. При составлении описания предмета воспитатель следит за его связностью, последовательностью и при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова. Упражнение вызвало большой интерес у ребят. Однако были дети, у которых возникли трудности при составлении описания, так как имели недостаточный личный опыт и не могли описать предмет или явление так, чтобы другие дети угадали. Упражнение способствовало развитию умению развернуто излагать мысли и правильно строить высказывания, развитию воображения, памяти, слухового внимания, повышало гибкости и оригинальности мышления.

Блок 2. Игры и упражнения на составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Далее опишу методику работы игра «Исправь ошибку», целью которой было формировать умение дошкольников устанавливать правильную последовательность действия; формировать грамматический строй речи и развивать связную речь, развивать умение развёрнутого изложения мысли; развивать беглость, гибкость, оригинальность и точность мышления; воображение, внимание. Для проведения игры необходимы серийные картинки. Игра проводится в индивидуальной форме. Воспитатель раскладывает перед ребенком серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Воспитатель просит ребенка рассмотреть картинки и найти ошибку. Когда воспитанник справляется с заданием и кладёт картинку на нужное место, его прошу составить рассказ по всей серии картинок. Ребенок рассматривает и описывает каждую картину из серии, выделяет начало, середину, конец развивающегося во времени сюжета, свои высказывания объединяет в один сюжет, при необходимости  помогаю ребенку. При составлении рассказа воспитатель следит за связностью, последовательностью текста, объяснением ребенком причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему). При необходимости помогаю ребенку, исправить неточности, добавит слова и выражения. Дети не всегда верно определяли, какая картинка лежит не на своем месте, это показывало, что им не хватает жизненного опыта, и поэтому они не смогли правильно определить последовательность. Я более подробно рассматривала и описывала с ребенком каждую картину из серии, чтобы он понял, почему именно эта картина лежит не на своем месте и должна быть в другом месте. Игра способствует развитию умения развернуто излагать мысли и правильно строить высказывания, развитию внимания, воображения, памяти, повышала беглость, гибкости и оригинальности мышления.

Блок 3. Игры и упражнения на составление рассказа-описания.


Интерес детей вызвала игра «Пойми меня», которая способствует развитию у детей умения составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета; развитию умения развёрнутого изложения, формировала грамматический строй речи и способствовала развитию связной речи; гибкости, точности, беглости, оригинальности мышления; воображения, внимания, надситуативно-преобразовательного характера творческих решений. Для ее проведения потребуется коробка с изображением предметов. Дети садятся на коврик в круг, воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены разные подарки для детей, а получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Воспитатель спрашивает у ребят, что значит хранить секреты? (это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше, когда воспитатель подходит к кому-то из ребят, этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но о них можно рассказать, описать, но слово, которое называет подарок, тоже произносить нельзя. Потом воспитатель рассказывает о своем подарке, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. Затем дети по очереди рассказывают о своих подарках и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. При составлении рассказа воспитатель следит за умением ребенка выделять самое существенное, определить, назвать детали, наблюдает за связностью, последовательностью содержания речи детей, объяснением ими причинно-следственных взаимосвязей рассказа. При необходимости воспитатель помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения. Детям очень понравилась эта игра, они были увлечены разгадыванием секретов друг друга. Важно было следить за тем, чтобы дети не подсматривали, чтобы не возникали споры и конфликты. Рассказывание в ходе игры способствовало развитию внимания, воображения, точности и оригинальности мышления, развитию связной речи.


Блок 4. Игры и упражнения на создание разных видов творческих рассказов.

В данном блоке опишу методику игры «Скажи точнее», целью которой было развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах, обучение свободному рассказыванию, развитие умения развёрнутого изложения, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи; развитие творческого воображения, внимания, точности и оригинальности мышления. Упражнение проводится в индивидуальной форме. Воспитатель говорит ребенку что, сейчас он будет зачитывать сказку и там, где взрослый будет останавливаться, воспитанник должен будет помогать подбирать слова и составлять предложения. Воспитатель читает сказку и проводит словарную работу совместно с ребенком. После воспитатель просит ребенка придумать свою сказку о главных героях только что прочитанной истории. При возникновении затруднений, воспитатель задает наводящие вопросы для придумывания ребенком названия, сюжета сказки, обсуждает с ним замысел, выбор зачина, кульминации, развязки. При составлении сказки воспитатель следит за ее связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему). При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения. В процессе составления сказки у детей вызывало трудности составление сюжета и умение осознанно, последовательно действовать по нему, поэтому, сначала взрослый  помогал и направлял детей, со временем результаты деятельности дошкольников значительно улучшились. Упражнение способствует развитию воображения, слухового внимания, умению развернуто излагать мысли и правильно строить высказывания, повышает гибкость и оригинальность мышления.


Блок 5. Игры и упражнения на сочинение сюжетных рассказов по картинке.

Далее опишу методику игры «Фотограф», целью которой было научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины; обучать свободному рассказыванию, развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать мышление, творческое воображение, внимание, память. Для проведения игры необходима большая картина с изображением героев сказок, объектами живой или неживой природы и так далее, а также фрагменты этой картины. Игра проводится в индивидуальной форме. Воспитатель просит ребёнка рассмотреть большую картину и маленькие предметные картинки рядом с ней. Воспитатель рассказывает историю о том, что фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Воспитатель просит дошкольника показать, где находятся данные фрагменты на общей картине и рассказать, почему он так думает. Затем воспитатель просит описать те детали, которые фотограф снял отдельно, а после рассмотреть большую картину и рассказать, о чем она. При составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей. При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения. У дошкольников возникали трудности, если картина состояла из множества фрагментов и деталей на них, но при этом дети проявляли живой интерес к работе, поэтому, сначала им предлагались простые картины, со временем их результаты улучшились, а изображения усложнялись. Построенный детьми рассказ способствовал развитию их творческих способностей. Исходя из примеров работы с играми и упражнениями, можно сделать вывод о том, что составленный мною  комплекс игр и упражнений был интересным, занимательным, разнообразным. Игры, предполагающие рассказывание, разделены по блокам и отвечают за развитие внимания, памяти, мышления, воображения, а также направлены на развитие умения развернутого изложения, построения связной речи, которые в свою очередь способствуют развитию творческих способностей.

Таким образом, разнообразные и систематически проводимые игры и упражнения, построенные на умении рассказывать, способствуют развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр и упражнений по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию

Блок 1. Игры и упражнения на сочинение рассказов на основе личного опыта.


Игра « Объясни ».

Цель: развивать речь детей, формировать умение логично рассуждать, развивать умение развёрнутого изложения; развивать надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, память, воображение; развивать оригинальность, беглость, гибкость и точность мышления.


Ход игры: взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?


Упражнение «Что вы видите вокруг?».


Цель: уточнить представления детей о названии предметов, развивать умение развёрнутого изложения; развивать гибкость, беглость, оригинальность, точность мышления; развивать воображение, внимание, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

– Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

– Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

– Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?

– У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».)

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик – радостный; поезд идет – движется; Маша и Саша – дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный – толковый; старый – ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

Упражнение составление рассказа «Расскажем про белочку».


Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания, развитие умения развёрнутого изложения; развитие воображения, памяти, внимания, надситуативно-преобразовательного характера творческих решений; развитие беглости, гибкости, точности и оригинальности мышления.

– Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк, какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Упражнение «Составь описание».

Цель: формировать умение детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия; развивать умение развёрнутого изложения; развивать гибкость, беглость, оригинальность, точность мышления; развивать воображение, внимание, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

– Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный – это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

Блок 2. Игры и упражнения на составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Игра «Где начало рассказа?».

Цель: формировать умение  передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок; развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, внимание, память, воображение; развивать беглость, гибкость, оригинальность мышления.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Игра «Исправь ошибку».

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия; формировать грамматический строй речи и развивать связную речь, развивать умение развёрнутого изложения; развивать беглость, гибкость, оригинальность и точность мышления; развивать воображение, внимание, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры: перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Игра «Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали; формировать грамматический строй речи и развивать связную речь, развивать умение развёрнутого изложения; развивать беглость, гибкость, оригинальность и точность мышления; развивать воображение, внимание, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры: перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ

Игра «Найди картинке место».

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия; формировать грамматический строй речи и развивать связную речь, развивать умение развёрнутого изложения; развивать воображение, внимание, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений; развивать оригинальность, точность, беглость, гибкость мышления.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры: перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Игра «Составь два рассказа».

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать внимание, воображение, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений; развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь.

Оборудование: два набора серийных картинок.

Ход игры: перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

Игра «Нарисуй сказку».

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании; развивать воображение, память, надситуативно- преобразовательный характер творческих решений; развивать оригинальность, беглость, гибкость и точность мышления; формировать грамматический строй речи и развивать связную речь, развивать умение развёрнутого изложения.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры: ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Блок 3. Игры и упражнения на составление рассказа-описания.

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже; развивать умения развёрнутого изложения; развивать оригинальность, гибкость, беглость, точность мышления; развивать воображение, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры: взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Игра «Как ты узнал?».

Цель: формировать умение подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки; развивать умение развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать воображение, внимание, память, надситуативно- преобразовательный характер творческих решений; развивать оригинальность, точность, беглость, гибкость мышления.

Оборудование: предметы или картинки, фишки.

Ход игры: перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Игра «Пойми меня».

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета; развитие умения развёрнутого изложения, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи; развитие гибкости, точности, беглости, оригинальности мышления; развитие воображения, внимания, надситуативно-преобразовательного характера творческих решений.

Оборудование: коробка с картинками предметов.

Ход игры: воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игра «Нарисуй картину словами».

Цель: развивать воображение, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений; развивать умение развёрнутого изложения, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения; развивать беглость, гибкость, оригинальность, точность мышления.

Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).

Ход игры: взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

Блок 4. Игры и упражнения на создание разных видов творческих рассказов.

Игра «Все расставим по местам».

Цель: развитие умения развёрнутого изложения, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи; развитие внимания, памяти, точности, гибкости и беглости мышления; развитие воображения, надситуативно-преобразовательного характера творческих решений.

Ход игры: послушать перепутанную историю, а затем рассказать ее правильно.

Вам сейчас задачу дам

Все расставить по местам:

Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время

Громко лаял у соседки.

Я запутался опять,

Помогите разобрать.

Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время

Громко лаял у соседки

Упражнение «Скажи точнее».

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах, обучение свободному рассказыванию, развитие умения развёрнутого изложения, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи; развитие творческого воображения, внимания, надситуативно-преобразовательного характера творческих решений; развитие беглости, гибкости, точности и оригинальности мышления.

– Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

– Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.

Упражнение «Придумай рассказ».

Цель: формировать умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание; обучать свободному рассказыванию, развивать умению развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

– Закончи фразу:

1) подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый);

2) ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные);

3) кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес густой, а иногда... (редкий);

4) после дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный);

5) купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

– Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

– Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

– Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

– Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».

– Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

Упражнение «Найди другое слово».

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы; обучать свободному рассказыванию, развивать умению развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

– Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

– Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

– Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

– Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

– Придумайте предложения со словом «крепкий».

– Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

– Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

Игра «Это правда или нет?».

Цель: находить неточности в стихотворном тексте; обучать свободному рассказыванию, развивать умению развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Ход игры:

– Послушай стихотворение Л. Станчева « Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей « Га-га-га!» — пел соловей.

– Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

– Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно: «Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика – один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

– Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

Игра «А я бы…».

Цель: развитие творческого воображения, надситуативно-преобразовательного характера творческих решений; обучение свободному рассказыванию, развитие умения развёрнутого изложения, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи; развитие беглости, гибкости, точности и оригинальности мышления.

Оборудование: текст сказки.

Ход игры: после прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Блок 5. Игры и упражнения на сочинение сюжетных рассказов по картинке.

Игра «Чего на свете не бывает».

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы; обучать свободному рассказыванию, развивать умению развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Оборудование: картинки-нелепицы.

Ход игры: рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

Игра «Придумай сказку».

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему; обучать свободному рассказыванию, развивать умению развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т. д).

Ход игры: воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Игра « Поиск пропавших деталей ».

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки; обучать свободному рассказыванию, развивать умению развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины.

Ход игры: воспитатель говорит: « Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту и опиши ту картину, которую снимал фотограф ».

Игра « Фотограф ».

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины; обучать свободному рассказыванию, развивать умению развёрнутого изложения, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь; развивать беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления; развивать творческое воображение, внимание, память, надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины.

Ход игры: взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. « Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные ».

                             Список используемой литературы.

  1. Н.А.Ветлугина Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада – 2-е издание, перераб. – Москва: Просвещение, 2006. – 207с.
  2. В.В.Гербова Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 -7 лет. В.В.Гербова – 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мозаика-Синтез, 2010.- 67с.
  3. Э.П.Короткова Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию – Москва:Просвещение,2004.-398с.
  4. Л.А. Литвинцева Сказка как средство воспитания дошкольника: использование приёмов сказкотерапии – Петербург: Детсво –Пресс,2012.-137с.
  5. О.В.Смирнова Обучаем детей 6-8 лет составлять рассказы Дошкольное воспитание – 2018.- №8-с.30-35
  6. Н.Е.Веракса Детская психология: учебник для академического бакалавриата. Московский педагогический государственный университет – Москва: Юрайт,2014. -445с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности».

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности»....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами. С целью изучения механизмов формирования и развития ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способност...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...