Конспект по развитию речи пересказ по сказке Сутеева "Кораблик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Старшая группа
Цель: Создание условий для развития связной речи детей.
Задачи:
- Развивать умение последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем;
- Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- Формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки;
- Воспитывать интерес к художественному слову.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Приветствие..
«Поздороваемся».
Друг к другу лицом повернулись,
Улыбнулись.
Руку правую подали,
А потом ее пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли,
И поклонились,
И немного покружились.
Все готовы заниматься?
Дети: Очень будем мы стараться.
Что эта за посылка у нас? Сейчас я прочитаю для кого она.
Детский сад «Ромашка»
детям старшей группы "Колобок».
Здесь записка! Прочтём её?
Я посылочка – сюрприз
Здесь для вас какой - то приз
Вы открыть меня сумейте
Отгадайте как сумейте!
Загадка.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Книга
Воспитатель: Совершенно верно!
-Вот послушайте, какая интересная история произошла с героями из сказки «Кораблик», которую написал известный детский писатель Владимир Григорьевич Сутеев
Чтение сказки, затем обсуждение содержания сказки по вопросам.
Педагог: Назовите героев этой сказки?
- О ком говорится в сказке?
2. Кем они друг другу являются?
3. Что придумали друзья?
4. Как они строили кораблик?
5. Каким по характеру оказался лягушонок в этой сказке? хвастливым, насмешливым, озорным, невоспитанный.
Кто из героев сказки вам понравился и почему? Друзья
(Смелые, находчивые, трудолюбивые, )
Пальчиковая игра «Дружба»
Ребята, а как вы понимаете поговорку «Один за всех и все за одного»? (ответы и рассуждения детей)
Правильно ребята, в этой поговорке говорится о том, что настоящие друзья никогда друг друга не бросят в беде, всегда помогут и поддержат друг друга.
-Кого можно отнести к этой поговорке в этой сказке? Кто здесь настоящие друзья? (Мышонок, Муравей, Жук помогли Цыпленку).
-А к Цыпленку можно применить эту поговорку? Почему? (нет. Потому что Цыпленок посмеялся над своими друзьями из-за неудачи).
: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывем
4. Физкультминутка “Кораблик” (под музыку Е Железновой).
Ребята, давайте попробуем с помощью мнемосхемы пересказать эту замечательную сказку.
По цепочке.
Пересказывает 3-4 человека
Разделить детей на 3 группы по 4 чел.
Педагог: С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Дети: «Кораблик»
Чем вам понравилась эта сказка? Что больше всего запомнилось
Воспитатель: А я тоже сделала свой кораблик (показать кораблик бумажный). Как вы думаете, из чего я его делала? (Ответы детей:…) Если кораблик из бумаги, то он какой?.. (Ответы детей: бумажный) А вы хотите научиться делать такие же кораблики? … Я вас обязательно сегодня научу.
Желаю Вам быть смелыми, дружными, находчивыми и добрыми, как наши герои.
Дети c закрытыми глазами из мешочка вытягивают фигуры: квадраты и круги. И по формам делятся на 2 команды. Капитаном команды становится тот, у кого фигура красного цвета.
Задание№1. Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель капитанам выдаёт картинки – схемы. Затем, капитаны возвращаются к своим командам и рассказывают задание. По этим картинкам капитан и его команда составляют свой рассказ по данной теме «Кораблик». Капитан справившейся команды поднимает фигуру вверх. Воспитатель: Очень интересный пересказ у нас получился. Молодцы!
Задание№2. Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель предлагает самим придумать свою сказку про кораблик. Всё, что касается лягушонка, можно взять из сказки, а какие у него были друзья, что они строили, чем все закончилось, придумайте сами. В этом вам поможет схема. С рассказами выступают каждая команда.
Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке.)
Педагог: При помощи условных знаков мы с вами составим мнемотаблицу, т. е. схему, для пересказа сказки. Какого цвета лягушонок?
Дети: Зелёного.
Педагог: Значит кружок зелёного цвета будет обозначать лягушонка. А как вы думаете кого будет обозначать кружок жёлтого цвета? Серого? Овал коричневого цвета? Маленький кружок красного цвета?
Дети: Цыпленка. Мышонка. Муравья. Жучка.
Педагог: Что обозначают эти волнистые полосы синего цвета?
Дети: Речку или воду.
Педагог: Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пошли гулять и пришли на речку. ( Педагог показывает схему).
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок сказал: «Давайте купаться!» и прыгнул в воду.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как он стал хохотать?
Дети: Лягушонок сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Цыплёнок принес листочек, а мышонок - ореховую скорлупку.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Построили кораблик. Столкнули его в воду, сели и поплыли.
(Педагог показывает схему).
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-395681-1459104028.jpg)
Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/25/picture-797252-1564054140.jpg)
НОД по развитию речи "Пересказ украинской сказки "Рукавица" Цель: формирование умения пересказывать сказку с опорой на предметы заместителя на примере сказки "Рукавичка".
Тема: "Пересказ украинской сказки "Рукавица"Цель: формирование умения пересказывать сказку с опорой на предметы заместителя на примере сказки "Рукавичка".Ссылка на презентацию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/07/picture-929689-1496858354.jpg)
Конспект по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе
Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл»в подготовительной группе Цель: Обучение детей пересказыванию сказки близко к тексту.Задачи:1....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1164303-1568818940.jpg)
Конспект ООД по развитию речи "Пересказ украинской сказки "Колосок""
Цель: Создание условий для пересказа сказки в лицахЗадачи:1) способствовать формированию умений пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией героев сказки;2) совершенствовать умение прид...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-773320-1458986618.jpg)
Конспект по развитию речи «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе. «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»с использованием опорных схем»...
Конспект по развитию речи «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/18/picture-1353007-1697619722.jpg)
Конспект НОД развитие речи «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»»
Развитие речи «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»»...