«Знакомство дошкольников с ОНР со схемами предлогов»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

 Кошелева Татьяна Алексеевна

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные ошибки при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Предлагаем Вам практический материал для поэтапной работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста со схемами предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_znakomstvo_so_shemami_predlogov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

«Знакомство дошкольников с ОНР со схемами предлогов»

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Задачи которой:

  • помочь детям понять значение и правила употребления наиболее часто встречающихся в русском языке предлогов.
  • развить речь ребенка.
  • подготовить к школе.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА –
 это означает нахождение предмета на поверхности чего-то (на столе)
В –
 нахождение предмета внутри чего-то (в столе)
ПОД – нахождение предмета внизу под чем-то (под столом)
НАД – нахождение предмета вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – нахождение предмета рядом с чем-то (со столом)
ЗА – нахождение предмета позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД –
 нахождение предмета впереди чего-то (впереди стола)

С — движение предмета вниз

ИЗ — движение предмета из границ чего-либо

У — нахождение предмета рядом с чем-либо

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). Аналогичные действия предлагают совершить и ребёнку, коментируя свои действия.

 После усвоения значения предлога в процессе действий с  реальными предметами, их закрепляют с помощью картинок, а потом знакомят со схематичными изображениями.

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3630864/pub_5fff0790fda7a253d3c2d728_5fff1c5f42e6237dcb727e34/scale_2400

(Схема предлогов из свободного доступа. Источник: Яндекс.Картинки)

Например: Предлог «ПО»

Демонстрируется карточка со схемой предлога «ПО». Дети рассматривают и запоминают изображение. 

Описание: https://fhd.multiurok.ru/5/5/9/5597fd2f667ed71ce149cb5d72247d69da5dfa61/konspiekty-zaniatii-uchimsia-pravil-no-upotriebliat-priedlogi_10.png

Тренировочные упражнения:

Предлог «ПО»

а) Игра «По чему катится мяч?» (По столу, по доске и т.д.).
б) Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним предложений с предлогом «ПО».
в) Упражнение «Волшебный мешочек».
Детям предлагается наощупь угадать, что в мешке. Дети ощупывают рукой предмет и отгадывают. Например, это гусеница.
Педагог: Придумайте предложение про гусеницу с маленьким словом «ПО», каждый своё. (Гусеница ползёт по траве и т. д.)

Предлог «К»

а)Демонстрируется карточка со схемой предлога «К». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Педагог: Посмотрите на карточку. Стрелка направлена к палочке.

Описание: https://fhd.multiurok.ru/5/5/9/5597fd2f667ed71ce149cb5d72247d69da5dfa61/konspiekty-zaniatii-uchimsia-pravil-no-upotriebliat-priedlogi_7.png

Педагог: Это схема маленького слова «К».

б) Работа с фланелеграфом:
По ходу рассказа педагог выставляет на фланелеграф фигурки животных.
Педагог: Играли как-то на полянке в лесу лисёнок, медвежонок, волчонок, зайчонок и бельчонок. Вдруг послышалось. Тра-та-та-тах! (2 раза).
Испугались малыши и побежали к своим мамам.

Лисёнок к лисице,
медвежонок к ...
(дети называют),
волчонок к …,
зайчонок к …,
бельчонок к… .
Успокоили мамы своих малышей. И вдруг снова:
«Тра-та-та-тах!». «Кто это так страшно трещит?» — в один голос спросили все. Смотрят, метнулась к лесу птица. Сама чёрная, бока белые, хвост длинный и опять затрещала: «Тра-та-тах!» и скрылась из глаз.
Кто же это напугал малышей?
(Педагог показывает детям предметную картинку, изображающую сорок у.)
Правильно, сорока.
А скажите, действительно ли страшна сорока?
(Нет.)
в) Упражнение «Представлялки»
Педагог: Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. К чему можно подойти в лесу?
(К дереву, пеньку и т.д.)

А в доме, во дворе?
г) Индивидуальная работа.
Детям раздаются сюжетные картинки.
Педагог: Выберите картинку, по которой можно составить предложение с маленьким словом «К».

После изучения и знакомства со схемами нескольких предлогов можно предложить детям поиграть в игру «Вспомни и назови» или «Кто самый внимательный». Например:

Педагог: Назовите предлоги, глядя на схемы. (Показывает детям схемы.)

Описание: https://fhd.multiurok.ru/5/5/9/5597fd2f667ed71ce149cb5d72247d69da5dfa61/konspiekty-zaniatii-uchimsia-pravil-no-upotriebliat-priedlogi_15.png

Так, в занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь детям освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

 С уважением учитель-логопед Кошелева Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы предлогов В, НА, ПОД, НАД, ЗА в работе с дошкольниками

Дети с ОНР имеют большие трудности в грамматически правильном оформлении высказываний, а в частности, не употребляют или искажают предлоги. Использование графических схем является залогом успешного фо...

"Формирование изобразительных умений дошкольников, через использование алгоритмических схем"

quot;Формирование изобразительных умений дошкольников, через использование алгоритмических схем"...

" Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"

В методической разработке расказано о возможности применения метода моделирования для формирования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения употреблять предлоги....

«Организация работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги (на основе метода моделирования)»

В методической разработке представлены рекомендации по организации работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги....

«Организация работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги (на основе метода моделирования)»

В методической разработке представлены рекомендации по организации работы по формированию у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги....

Схемы предлогов. Обучение дошкольников правильному употреблению предлогов в речи.

Обучение старших  дошкольников правильному употреблению и различению предлогов в речи с использованием схем - интересное и увлекательное занятие....