НОД "Путешествие в осенний лес"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Белогурова Елена Григорьевна

Коррекционно-образовательные цели:

- закрепить представления об осени и ее приметах;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»;

- обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесённости с растениями;

- совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными;

- учить детей модулировать голос по силе и высоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie4.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «БЕРЁЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

 РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Путешествие в осенний лес»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НОД

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    

с интеграцией  ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий ( дыхательная гимнастика с элементами биоэнергоплатики).

                                                                                      Учитель-логопед

                                                                                     Белогурова Е.Г.

Коррекционно-образовательные цели:

- закрепить представления об осени и ее приметах;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»;

- обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесённости с растениями;

- совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными;

- учить детей модулировать голос по силе и высоте.

Коррекционно-развивающие цели:

- развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;

- активизация мимических мышц лица;

-  развитие звукового и слогового анализа и синтеза;

-  совершенствование фонематического восприятия и слуха;

- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание,    

   самостоятельности, инициативности, ответственности;

 - воспитание интереса к играм со звуками и словами;

 - развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание  

   уважительного отношения друг к другу;

 - воспитание эмоционального отклика на окружающее;

 - воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Запись пьесы «Времена года» П.И. Чайковского «Осень».

Игольчатые массажные мячики.

Осенние листья.

Письмо Лесовичка.

Макеты осенних деревьев.

Картины с осенними пейзажами.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Кто-то бросил нам в оконце,

                Посмотрите, письмецо.

                Может, это лучик солнца,

                Что щекочет мне лицо?

                Может, это воробьишко,

                Пролетая, обронил?

               Может, кот письмо, как мышку,

               На окошко заманил.

Ребята, от кого пришло письмо

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки отгадать.

Логопед. Весной одевается,

                Осенью раздевается.     (Дерево)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Логопед.  Письмо нам прислал Лесовичок.

                 Письмо Лесовичка.

В лесу мокром, золотом

Ходит осень под зонтом…

Приходите в лес прощаться с осенью.

Логопед. Хотите прямо сейчас отправиться в осенний лес?

Не за грибами, не за цветами,

А за лесными чудесами.

Что вы знаете о лесе?  Что растет в лесу? Какие деревья растут в лесу? Каких животных можно встретить в лесу?

Ответы детей.

Логопед.  Лесовичок прислал за нами необычный транспорт – последние осенние паутинки.

Закройте глаза, присядьте…

Полетели-и-и…

Ветер щеки толстые

 Надул, надул, надул

И на паутинки легкие

Подул, подул, подул.

Ребенок. Мы в лес, словно в сказку,

                Помчимся, друзья.

                Возьмем с собой знанья,

                Без них нам нельзя.

Ребенок. Узнаем по голосу птиц и зверей.

                Неси, паутинка, нас в лес поскорей!

                Нас ждут приключенья,

               Загадки, успех…

                Ведь лес – это чудо и сказка для всех.

Игровое упражнение на дыхание.

Логопед. Произнесите тихим голосом:

«Слабый ветерок», - и нежно подуйте.

Затем громко, протяжно произнесите:

«Сильный ветер», - и подуйте с натугой, продолжительно.

Логопед. Вот мы и оказались в осеннем лесу!

Здравствуй, лес, дремучий лес,

 полный сказок и чудес!

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои!

Дети «здороваются» с лесом.

Логопед. Ребята, я повторю наше приветствие, а вы внимательно послушайте. (Выделяет голосом звуки с и з).

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Логопед. Какие звуки я выделила голосом? Назовите их.

Произнесите эти звуки, четко артикулируя, по одному, по двое, хором.

В каких словах вы услышали звуки с и з?

Произнесите это стихотворение, отхлопывая ритм.

Произнесите его высоким голосом, как маленькая мышка; низким голосом, как большой медведь.

Произнесите медленно и тихо, громко и быстро.

Произнесите тревожно – вам страшно.

Произнесите весело – в лесу не страшно.

Логопед. В лесу не страшно. Давайте представим себе, какие лесные звуки можно услышать осенью.

Ответы детей.

Логопед. Дятел стучит: д-д-д.

Ветер шумит: ш-ш-ш.

Слышен шум текущей воды: с-с-с-с.

Белочка «цокает» язычком.

Упражнения биоэнергопластики.

В лесной речке плавает рыбка. «Речка и рыбка»

Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щеку.

Осенние листочки плывут по лесной речке как лодочки. «Лодочка»

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

«Птичка пьет водичку»

Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

«Деревья»

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Шорох осенних листьев. Кто шуршит?

Выполнение пальчиковой гимнастики с помощью массажных мячей.

Колючий шарик

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку –

Оказалось…это еж!

Логопед. Что бывает осенью?

Я буду подсказывать вам одно словечко, а вы составьте предложение.

Логопед. Ветер.

Ребенок. Осенью дует холодный ветер.

Логопед. Дождь.

Ребенок. Осенью часто идут дожди.

Логопед. Деревья.

Ребенок. Деревья сбрасывают свою листву.

Логопед.  Солнце…, небо…, день…, тучи…, листья…

Логопед. Ребята, взгляните, какие кругом ковры из листьев.

Шалунишка – ветер перемешал все листья.

Пусть каждый поднимет понравившийся листочек. Рассмотрите их, потрогайте, понюхайте. Назовите свой листочек, с какого он дерева.

Дети говорят названия деревьев и листьев. (Березовый, кленовый, дубовый, рябиновый)

Логопед. Подбросьте листья как можно выше. Что с ними происходит?

Дети. Они летят, кружатся, падают, танцуют в воздухе, шуршат, опускаются на землю.

Логопед. Положите на ладошку листочек и подуйте на него. Что с ним происходит? Почему он долго не падает?

Ребенок. Он легкий.

Логопед. Как называется это явление природы?

Дети. Листопад.

Логопед. Возьми сколько хочешь и каких хочешь листиков.

Ребенок. У меня два дубовых листочка и три кленовых листочка.

Ребенок. У меня пять осиновых листьев.

Дети по очереди считают листочки.

Релаксация под музыку «Времена года» П.И.Чайковского, «Октябрь».

Логопед. Представьте себе, что все вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветерок вас относит куда-то. Кто-то кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод.

Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких веселых птенчиков. Кто-то грустит об ушедшем лете. А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.  

(Дети выполняют разные танцевальные движения, показывают жестами и мимикой свое настроение)

Логопед. Стоят деревья в лесу без своего красивого наряда.

Расскажите, у каких деревьев нет листьев.

Дети.  Нет листьев у кленов.

           Нет листьев у берез.

           Нет листьев у дубов.

           Нет листьев у рябин.

           Нет листьев буков.

           Нет листьев у осин.

Логопед. Ребята положите листья обратно на землю, пусть они до весны укрывают её разноцветным, волшебным ковром.

Спасибо, тебе лес! Не грусти! Ровно через год ты опять будешь творить свои чудеса и рассказывать нам свои удивительные сказки!

Ребята, а мы возвращаемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...