«Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кравцова Оксана Геннадьевна

В раннем возрасте ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Долгое

Вейделевского района Белгородской области

Доклад для педагогов:

"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Воспитатель:

Кравцова Оксана Геннадьевна

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух,  грамматический строй речи,  звуковую культуру речи,  обогащать словарь.

Педагоги и психологи прошлого (А.П.Усова, В.А. Сухомлинский) отмечали, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек,  привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Оксан Семеновна Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому мы решили использовать фольклор в воспитании детей. В работе мы выделили два направления:

-Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы.

-Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Таким образом, использование малых форм фольклора, способствует умению внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок, развитию памяти, воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережного отношения друг к другу.

Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами в период адаптации. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. Для выполнения этих задач подобраны потешеки, пестушки, прибаутки. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Ладушки-ладошки,

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)

Отдохнем немножко. (руки на колени).

Кулачки сложили,

Кулачками били:

Тук-тук, тук да тук,

Тук-тук, тук да тук. (стучим кулачками друг о друга)

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».

Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку. Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии  речи детей раннего возраста...

"роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».  «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум....

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Данная презентация была подготовлена для защиты первой категории....

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

В консультации собраны все наиболее интересные потешки, используемые в режимных моментах...