Формирование экологических представлений у дошкольников. Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

В статье раскрыты задачи экологического воспитания дошкольников, методы и приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологических представлений у дошкольников

(консультация для воспитателей)

 

                               Учитель -логопед

                               Хрипунова А.А.

Задачи экологического воспитания

Формировать экологические представления о связях и зависимостях в природе; закрепить обобщенные представления о растениях.

Причинно-следственные связи и зависимости:

- формирование представлений о связи растений и животных со средой обитания, о многофункциональной приспособленности к ней;

- формирование  представлений о связях между строением и способом передвижения животных, строением клюва птиц и способом питания, строением и способами защиты животных от врагов;

- установление связей между сезонными изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

   При изучении лексических тем природоведческого содержания необходимо знакомить детей с основными биологическими закономерностями:

-взаимосвязь организма и среды;

-многообразие и единство живых организмов;

-рост и развитие живых организмов.

Вопросы и задания к детям во время наблюдений на прогулках

- Как можно назвать погоду, когда идет снег?

- Я вижу, что день сегодня солнечный, ясный, ты согласен?

- Какой стебель у одуванчика, что ты о нем знаешь?

- Найди на полянке цветущие одуванчики (отцветшие).

- Чем отличаются эти одуванчики?

- Как назвать нераспустившийся цветок одуванчика? (бутон)

- На что похожи семена одуванчика? Подумайте, почему их называют парашютиками?

- С какого дерева упали эти листья?

- Послушайте осенние звуки, как шумят и шуршат осенние листья, какой звук издает дождь?

- Какими словами можно казать о песенке дождя? ( барабанит, стучит, шумит, капает и т.д.)

- Дождь – это хорошо или плохо?

- Как сказать про небо, если на нем нет облаков? (безоблачное)

- Какими словами можно рассказать о небе, если на нем есть облака, какое оно?

- Посмотрите на облака и расскажите, на что они похожи?

- Давайте, назовем слова о небе, какое оно?

- Как узнать, в какую сторону дует ветер? ( слабый или сильный ветер)

- Подойдите к дереву, у которого листья перистые (овальные, похожи на ладошку и т.д.)

- Как назвать явление, когда с деревьев падают листья? (листопад)

- Посмотрите на веточки ивы и догадайтесь, почему их сравнивают с косами?

- Посмотрите на лужу, что с ней произошло? С чем можно сравнить лед?

Чем лед и стекло отличаются и чем похожи?

«На заре на розовой лужу подморозило. Ой, звучно под ногами хрустнуло!»

- Какими словами можно сказать про лед, какой он? ( прозрачный, ломкий, хрупкий, твердый, тонкий, блестящий и т.д.)

     Художественная литература

Художественная литература природоведческого содержания играет огромную роль как средство и метод логопедического воздействия.

Многообразие жанров позволяет гибко использовать содержание литературных произведений для решения целого ряда задач коррекционно – развивающего направления.

     Произведения И.Соколова-Микитова, М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина, Н.Сладкова, Г.Ладонщикова и других авторов можно использовать для решения речевых и экологических задач.

В этих произведениях доступно, в художественной форме отражены основные явления и взаимосвязи в природе, как отражение звеньев экологических проблем.

      Экологические сказки Н.В Нищевой «Как сорока клеста судила», « Как кузнечик помогал слабым» помогают понять биологические закономерности.

     В. Бианки в своих произведениях отражает экологические связи в животном мире, показывает способы приспособления к среде обитания, способы защиты, взаимосвязи между строением и передвижением, строением и способом питания и т.д.

( «Первая охота», « Чей нос лучше?», «Как муравьишка домой спешил»)

Пословицы, поговорки о природе

«Растения-земли украшения»

«Зеленый наряд радует взгляд»

«Май леса наряжает,

лето в гости приглашает»

Формирование экологических представлений у дошкольников

(консультация для воспитателей)

 

                                           Подготовил

                               учитель -логопед

                               Хрипунова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...

Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.

Дидактические игры помогут  сформировать у детей первые экологические представления....

Педагогическое кафе "Цветочный рай" по формированию экологических представлений у дошкольников

Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет  широкие  возможности для экологического воспитания. Элементарные экологические знания, полученные детьм...

Развивающая среда ДОУ как условие формирования экологических представлений у дошкольников старшего возраста.

Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения: организации (предметно-пространственная, духовная);  осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая)...

Буклет для воспитателей на тему "Формирование экологических представлений у дошкольников"

В содержании представлены задаяи экологического воспитания дошкольников, вопросы, задания во время наблюдений на прогулках...