Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию "Пересказ рассказа Н.Калининой "Как Сашу обожгла крапива."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы, направленный на формирование у детей умения связно, последовательно и выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога, используя графический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sashu_obozhgla_krapiva.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СОД в подготовительной группе

«Пересказ рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива».

(речевое развитие)

Цель: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.

Задачи:

-закреплять у детей умение внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста полными предложениями.

-формировать  у детей активный слуховой и зрительный  контроль правильности составления пересказа,

-активизировать  и обогащать  словарный  запас детей,

азвивать интерес к речевым занятиям, связную речь,

-развивать память, внимание, мышление,

-воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: набор картинок для графического плана.

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций по теме «Весна», продуктивная деятельность по теме, чтение рассказов  Н.Д.Калининой (знакомство с творчеством).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети рассматривают предметные картинки, на которых изображены приметы весны (н-р, «проталины», «прилет птиц», «солнце припекает», «капель», «медведь просыпается», «подснежники», «ледоход»).

   Воспитатель: О чем вам рассказали эти иллюстрации? (ответы детей)

   Воспитатель: Правильно, это приметы весны. У нас на улице тоже весна.      Послушайте стихотворение.

   Воспитатель читает стихотворение.

«Одуванчики».

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый цветочек за солнцем следит.

Он растет на длинной ножке

С лепесточками, как рожки,

Голова его бела, парашютиков полна.

Воспитатель: Про какое время года это стихотворение? Почему вы так думаете? (ответы детей)

2. Подготовка к восприятию текста. 

Воспитатель: Весной просыпается природа, на деревьях появляются листья, начинают расти трава и цветы. Сегодня я хочу вам прочитать рассказ об одном растении. Отгадав загадку, вы узнаете, что это за растение.

Воспитатель читает загадку.

У забора вырастает, никого не признает.

Не огонь, а больно жжет, и пройти нам не дает.     (Крапива.)

Воспитатель: Правильно. А что вы знаете о крапиве? (ответы детей)

3. Чтение рассказа

 -А вот теперь послушайте рассказ Н. Калининой «Как  Сашу обожгла крапива».

Воспитатель читает рассказ.

Калинина Надежда Дмитриевна «Как Сашу обожгла крапива».

 Вышли ребята гулять. Разбежались по двору. А во дворе тепло, солнечно!

Саша увидел у забора зелёную траву и всех позвал:

— Смотрите, какая трава выросла!

А Вера Ивановна говорит:

— Не трогайте, это крапива: обожжётесь.

Не послушался Саша: разве трава — печка? Разве она жжётся?

Схватил крапиву, да как закричит:

— Ой, больно!

Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри.

Пришлось Вере Ивановне его утешать.

Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое «волдыри»? (ответы детей) 

Если дети не смогут ответить на вопрос, воспитатель объясняет значение слова (подкожный пузырь).

4. Беседа по содержанию.  Дети дают полные ответы.

- Куда вышли ребята? (Ребята вышли гулять.)

- Что они сделали? (Разбежались по двору.)

- Какая погода была на улице? (Во дворе тепло, солнечно.)

- Что увидел Саша у забора? (Саша около забора увидел зеленую траву.)

- Что он сделал? (Саша всех позвал.)

- Что сказал Саша? (Смотрите, какая трава выросла.)

   - Кто такая Вера Ивановна? Что она сказала? (Вера Ивановна – воспитательница.  Не трогайте, это крапива: обожжётесь.)

-Что подумал Саша? (Разве трава — печка? Разве она жжётся?)

   -Что сделал Саша?  (Не послушался Саша. Схватил крапиву, да как закричит: — Ой, больно!)

   -Что случилось с Сашиной рукой?  (Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри.)

   -Что сделала Вера Ивановна?  (Пришлось Вере Ивановне его утешать.)

   -Каким предложением закончился рассказ?  (Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят.)

5. Физкультминутка.

«Весна пришла».

Солнце, солнце высоко.                   (На цыпочках руки тянем вверх.)

Нам от солнышка тепло.            (Легкие поглаживания руками по лицу.)

Тает снег от лучей,                                          (Приседания.)

Звонко побежал ручей,                                   (Бег по кругу.)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните.                              (Ходьба по кругу.)

   6.Коллективное составление предложений по опорным картинкам.

   Воспитатель: У меня есть картинки-помощники. Помогите их расположить в том порядке, как происходили события в рассказе.

Коллективная работа: дети выкладывают картинки по порядку и составляют по ним полные предложения.

   Воспитатель:  Чтобы избежать повторений одного и того же слова, давайте подумаем, какими словами можно заменить.

Ребята – дети, они, друзья, девочки и мальчики.

Вера Ивановна – воспитательница, она.

Утешать – успокоить, пожалеть.

 7. Повторное чтение рассказа. 

 Воспитатель:  Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

 8. Пересказ по графическому плану. 

 Все дети пересказывают рассказ по цепочке друг за другом, каждый по предложению. Затем 2-3 ребенка повторяют рассказ целиком, опираясь на графический план.

 9. Итог. Оценка работы детей.

- Чем занимались?

- Чему научились?

- Что запомнили?

-Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы! Дома нарисуйте иллюстрации к рассказу и расскажите его дома родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» ...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова «Зима».Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж»Домашнее за...

Конспект занятия для подготовительной группы «Развитие речи» составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка».

Цель: составление  рассказа-описания «Моя любимая игрушка».Задачи:  - продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;- активизировать  словар...

Конспект занятия в подготовительной группе "О чем могут рассказать вещи, которые нас окружают?"

Занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы  «О чем могут рассказать вещи, которые нас окружают?»...