Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] – [Ш]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Камалиева Олия Хайретдиновна

В конспекте предоставлен индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №2 с.Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»

Конспект  индивидуального логопедического занятия

«Дифференциация звуков [С] – [Ш]»

Провела  учитель-логопед:

Камалиева Олия Хайретдиновна

Высшая категория

с. Киргиз-Мияки

2021 г.

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш].

Тип занятия: Занятие по дифференциации звуков [С] – [Ш].

Форма занятия: индивидуальное логопедическое занятие

Возраст: 6 лет

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
  • закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
  • учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.

      -   составление предложений с данными словами, используя предлоги.

  • продолжить формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

коррекционно-развивающие:

  • развитие мелкой и артикуляционной моторики,
  • развитие фонематического слуха и слухового внимания,
  • совершенствование грамматического стоя речи: составление предложений с данными словами, используя предлоги 

       коррекционно-воспитательные:

  • воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
  • формирование контроля за собственной речью,
  • воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: Зеркало. Схема для анализа артикуляции звуков. Мячик. Цветные камешки. Слайды. Картинки.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану.
  4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Формирование  навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
  7. Физкультминутка.
  8.  Формирование  навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
  9. Развитие грамматического строя речи.
  10.  Итог занятия

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание работы

Деятельность ребенка

Дидактический материал

  1. Организационный момент

Объявление темы

Здравствуй, Карина!

Я прочту тебе  стихотворения, а ты слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется:

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Сегодня, мы с тобой будем учиться не путать звуки С и Ш.

Здравствуйте!

Звук Ш

Звук С

  1. Развитие артикуляционной моторики

Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять.

Шалунишка – язычок,

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Болболтали, претомили.

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом

Зеркало

  1. Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану

Карина, что делают губы, зубы и язык при произношении звуков  [С]

Когда мы произносим звук С: язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы - в «улыбочке»,  ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

Когда мы произносим звук Ш: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

Схема

  1. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти

Дифференциация звуков в слогах

Давай мы с тобой поигрем в игру «Скажи  наоборот»

Я называю слог со звуком [с] и положу красный камешек, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш], а твоя задача назвать со звуком [Ш] и положить синий рядом с моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;)

СА-ША     АС-АШ     СКА-ШКА

СО-ШО     ОС-ОШ     СКО-ШКО

СУ-ШУ     УС-УШ     СКУ-ШКУ

СЫ-ШИ    ЫС-ЫШ    СКИ-ШКИ

Называет слоги сначала со звуком Ш, затем со звуком С.

на

Красны и синие камешки

  1. Развитие фонематического слуха

Дифференциация звуков в словах

Логопед: Правильно. А сейчас мы с тобой поиграем с мячом.. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).

 

усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,

сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,

миска - мишка, сесть - шесть

Миску – мышку,

Каску – кашку,

Крышу,

Маска – Машке.

мяч

  1. Формирование  навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Дифференциация звуков в словах

Назови слово, в «кнопочки» под картинками со звуком С положи камешки синего цвета, со звуком Ш – красного.

Называет картинку.

Красить соответствующим цветом кружочки.

Картинки со звуком С и Ш.

  1. Физминутка

Какие молодцы!

Наверное, устала. Давай  разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”.

Вот так шарик надуваем

Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх.

И до облака взлетаем.

Встают на носочки.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Длительный выдох.

Наши мышцы расслабляем.

Руки опускаем, наклоняем туловище вниз.

Дышится легко, ровно, глубоко

Поднимаем туловище и свободно дышим.

Выполняет  движения.

  1. Формирование  навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Дифференциация звуков в словах

Помоги разместить картинки по домам. В первый доме размещаем, картинки в названии которых, есть звук [с], во втором домике – со звуком [ш]. В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог).

Выполняет задание, объясняя ответ.

Игра-презентация

  1. Дифференциациясмешиваемых звуков в предложении.

Скажи что спрятался в шкафу.

В шкафу спрятался мешок. и.т.п.

Игра-презентация

  1.  Итог занятия

Наше занятие пошло к концу. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?

Звуки С и Ш.

До свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л».

Занятие может проводится как в старшей, так и подготовительной группе на этапе дифференциации звуков "Р"-"Л"....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков "С" и "З""

Занятие-путешествие "Полет на звездолете" "Дифференциация звуков "С" и "З"" Занятие полностью в стихотворной форме....

логопедическое занятие. Дифференциация звуков и букв «С-З».

логопедическое занятие в подготовительной группе. Дифференциация звуков и букв «С-З»....

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»

Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков С-Ш.

уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях;разви...