логопедическое занятие. Дифференциация звуков и букв «С-З».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

ИВАНИНА Алла Ивановна

логопедическое занятие в подготовительной группе. Дифференциация звуков и букв «С-З».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon наряди ёлочку43 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема занятия: Дифференциация звуков и букв «С-З».

Цель: 1. Закрепление  навыка четкого  произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.

Коррекционные задачи:

1. Образовательные:

-уточнить артикуляцию звуков  «С» и «З»;

-закрепить правильное произношение этих звуков в слогах, словах

-развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;

Знакомство с буквами «С» - «З»;

-развивать фонематический слух ;

-обогащать словарный запас;

-следить за правильностью грамматического строя речи;

-работать над развитием фразовой речи.

2. Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение;

3. Воспитательные:

-воспитывать организованное поведение на занятии;

-формировать активность и самостоятельность на занятии.

-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

-воспитание любви к художественной литературе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинка-паровоза с вагонами, везущего сказочных персонажей, в именах которых есть звуки  «С» и «З».

        

                                    Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Скажи, какое сейчас время года? (Зима.)

- Какой сейчас месяц? (Декабрь.)

- Скажите, какой праздник приближается? (Новый год.)

-А что на новый год ставят и украшают? (Ёлку)

- На занятии мы будем украшать ёлку.

- Чтобы украсить её, надо отвечать правильно на все мои  вопросы, за каждое правильно выполненное задание ты получишь игрушку и будешь украшать ёлку.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения воздушной струи.

-«Сбей кегли» - плавно, длительно, непрерывно дуть на мяч, что бы он докатился и сбил кегли.

-«Накорми голодный фрукт? - плавно, длительно, непрерывно дуть вперед.

Упражнения для губ.

-«Покажи зубки». Губы в улыбке, видны зубы, удержать в таком положении на счет 3-4, не напрягаясь.

-«Трубочка». Вытянуть губы вперед трубочкой.

Упражнения для языка.

-«Накажем непослушный язычок». Шлепаем по язычку «пя-пя-пя».

-«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка  «почистить» нижние  зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

3.Знакомство со звуками «С-З».

-Послушай загадки, угадай, кто это?

 Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран,
Всех крупней на суше.

                                (Слон.)

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

        (Заяц.)

-Скажи, какой звук слышится в  начале слова слон? (Звук «С».)

-А какой звук слышится в начале слова заяц? (Звук «З».)

 -Сегодня мы будем учиться различать звуки «С-З» в слогах, словах.

-Скажи, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

-А теперь давайте дадим характеристику звуку «С». Звук «С» какой?

- Согласный. Бывает мягкий и твердый. Парный.

-Правильно. Возьми  зеркало, давай рассмотрим правильную артикуляцию звука «С».

-При звуке «С» губы слегка растянуты  в улыбке, зубы сближены на расстоянии,  язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен.

Знакомство со звуком «З».

-А теперь характеристика звука «З». Он какой?

- Тоже согласный.

-При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

-Звук «З» - согласный, парный, бывает твердый, бывает мягкий.

-Скажи чем  отличаются звук «С - З»?

-Отличаются тем, то звук «С» глухой, голос при произнесения звука не дрожит, голоса нет, а  при произнесении звука «З» горлышко дрожит, голос есть, звук «З» звонкий.

4. Дидактическая игра «Светофор».

-  Сейчас я буду читать стихотворение, а ты  когда услышишь слова со звуком «З» хлопни в ладоши.

Везде найдешь ты букву «З»:

И в золоте, и в зубе.

В золе, в заборе и  в замке.

В заре, в змее, в золотой звезде.

- А теперь топни ногой когда услышишь звук «С»

 С утра лила сосулька слёзы

Что так расстроили морозы?

Сосулька нам ответ дала

Я плачу только от тепла.

5.

-Прочитай слоги:

 СА-СО-СУ-СЫ

  ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ      

СА-ЗА        СО-ЗО                     СЭ-ЗЭ        

СУ-ЗУ        СЫ-ЗЫ

- А сейчас я буду говорить начала слова, а ты конец «СА» или «ЗА»

На небе гро – ЗА

На траве ро – СА

Под окном растёт берё – ЗА

У меня длинная ко - СА

В вазе на столе мимо – ЗА

        

6.  Игра «Ромашка». Сейчас мы с тобой поиграем. Смотри у меня есть 2 серединки от цветка. Посмотри какие буквы ты видишь? Молодец, правильно «С - З». Вот лепестки. Давай соберём цветки. В картинках, которых есть звук «С» - ты положишь к серединке «С», а со звуком «З» - к серединке с «З».

                            Физминутка. «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

7. Развитие фонематического восприятия.

Сегодня к нам на  занятие приехали слон и зайка на поезде. В поезде с ними  поедут сказочные персонажи.  Давай сказочных героев посадим в вагоны.

а) В первый вагон мы посадим героев, в именах которых есть звук «С». (Слон, Карлсон, Снегурочка, Белоснежка.)

б) Во второй вагон мы посадим героев, в именах которых слышится звук «З». (Зайка, Золушка, Незнайка, Змей Горыныч.)

8. Игра «Подскажи словечко».

- Сейчас я  прочитаю  строчки из стихотворения, а ты закончи последнюю строчку в этом предложении.

Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (Лису.)

Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(Киска.)

Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий … (Пес.)

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (Зайка.)

Нам попалась на глаза очень злющая ……(коза)

Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю … (Зарядку.)

9. Итог занятия:

- Молодец, посмотри, какая красивая у тебя получилась ёлка.

-Что нового ты узнал сегодня на занятии?

-Какие звуки ты сегодня учился  различать? (Звуки «С-З».)

-Что тебе больше всего понравилось на занятии?

Молодцы!  Сегодня вы хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л».

Занятие может проводится как в старшей, так и подготовительной группе на этапе дифференциации звуков "Р"-"Л"....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков "С" и "З""

Занятие-путешествие "Полет на звездолете" "Дифференциация звуков "С" и "З"" Занятие полностью в стихотворной форме....

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Занятие: Дифференциация звуков и букв В-Ф

формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [В-Ф] и [В’-Ф’] в слогах и в словах....

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв П-Т"

Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.Формирование зрительных образов букв П, Т....

Методическая разработка для логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ш-Ж"

Методический материал для подготовительной группы направлен на закрепление материала по теме "Дифференциация букв и звуков Ш-Ж", закрепление зрительных образов букв Ш и Ж, развитие навыков з...