Практико-ориентированный логопедический проект на тему: «Перелетные птицы Омской области»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Темник Анастасия Игоревна

Название проекта: «Перелетные птицы»

Состав и возраст проектной группы: Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет логопункта.

Срок реализации: Краткосрочный (1 неделя)

Образовательные области: Развитие речи, познание, художественно-эстетическое развитие.

 

Актуальность: Работая со старшими дошкольниками заметила, что дети  не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, путают зимующих и перелётных птиц. Воспитанники испытывают сложности при составлении описательного рассказа о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы».

Цель проекта: Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи на материале темы «Перелетные птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy_22.doc967.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Таврический детский сад №2»

 Практико-ориентированный

логопедический проект на тему:

«Перелетные птицы Омской области»

Разработчик:

Темник Анастасия Игоревна

учитель-логопед

р п. Таврическое, 2022 г


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Перелетные птицы»

Состав и возраст проектной группы: Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет логопункта.

Срок реализации: Краткосрочный (1 неделя)

Образовательные области: Развитие речи, познание, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность: Работая со старшими дошкольниками заметила, что дети  не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, путают зимующих и перелётных птиц. Воспитанники испытывают сложности при составлении описательного рассказа о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы».

Цель проекта: Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи на материале темы «Перелетные птицы».

Задачи проекта:

  • Уточнять, расширять и закреплять словарь семантического поля «перелетные птицы»
  • Уточнять знания детей о перелетных птицах, об их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.
  • Развивать понимание и использование в речи грамматических средств.
  • Расширять и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания.
  • Закреплять умение распознавать птиц по величине, окраске, контурному и силуэтному изображению.
  • Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор.
  • Развивать связную речь.

Этапы и характеристика деятельности участников проекта:

Аналитический этап:

  • выявление уровня сформированных представлений о перелетных птицах в беседе, наблюдении, рассматривании тематических картинок.
  • Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, атрибуты для игровой, образовательной, самостоятельной деятельности детей.
  • Подготовить и разместить в логопедическом уголке консультацию для родителей: «Тема Перелетные птицы – играем с детьми».
  • Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.

Подготовительный этап:

  • определение учителем-логопедом темы, цели и задач, содержания проекта; прогнозирование результата.

Родители: подбор иллюстративного материала, чтение художественной литературы по теме.

Дети: предложили итоговый продукт проекта – книгу о перелетных птицах.

Основной этап:

  • Реализация проекта в областях: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное; в коррекционной работе с детьми.
  •  Составление описательных, творческих рассказов детьми.
  • Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и родителей). На каждом занятии педагог предлагает нарисовать перелетную птицу.

Итоговый этап: создание книги-описания о перелетных птицах (родители, дети).

Предполагаемые итоговые продукты проекта и ожидаемые результаты:

  • Дети знают и называют перелётных птиц, рассказывают об особенностях внешнего вида, приспособлении к среде обитания.
  • Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие.
  •  Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы.
  •  Воспитанники умеют образовывать прилагательные способом словосложения, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных на материале лексической темы «Перелетные птицы».

Итоговый продукт: книга «Перелетные птицы».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Занятие №1

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и   выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Познакомить детей с голосами птиц.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

1. Организационный момент.

Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

2. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

- Ребята, хотите рассмотреть перелетных птиц? Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

3. игра «Назови что это»

          Светит, греет… (солнце).

          Тает, темнеет… (снег).

          Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

          Капают, тают… (сосульки).

          Пробиваются, распускаются… (подснежники).

          Набухают, лопаются… (почки).

          Распускаются, зеленеют… (листочки).

          Чирикают, прыгают… (воробьи).

          Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

      

  4 . Физкультминутка.

 «Ласточки летели» Координация речи с движением.

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели,

Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

5. Игра «Четвертый лишний?»

Детям демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Сорока, грач, снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

6. ИГРА «У кого – кто?»

          Встали в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы,

          которую я назову.

грачёнок, скворчёнок, ласточёнок, кукушонок, соловьёнок, иволжонок

7. Итог занятия.

     О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Моделирование из песка, из цветных крышек «Птицы»

Цель: закреплять навыки работы  с песком; воспитывать сдержанность, усидчивость; расширять знания по теме «Перелетные птицы»; развивать слуховое и зрительное внимание; воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.              

Занятие №2

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя с использованием здоровьесберегающих технологий    « Птичьи прятки»

Задачи: Коррекционно-речевые:

  • Упражнять в употреблении приставочных глаголов;
  • Совершенствовать грамматический строй речи ( образование существительных в Р.п., мн.ч.)
  • Формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные;
  • Закрепить умение согласовывать числительные с существительным;
  • Отрабатывать навыки речевого и неречевого дыхания

             Общеобразовательные:

  • Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить их существенные различия;
  • Закрепить представления о пользе птиц;
  • Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, память

               Воспитательные:

  • Воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Дидактическое взаимодействие с детьми:

Разгадывание и толкование загадок о птицах, чтение книг о природе В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова; дидактические игры «Один-много», «Назови ласково», «Сосчитай до 10», совместное изготовление коллективного панно «Небесные прятки»

Оборудование:

Аудиозапись «Голоса птиц»; картинки с изображением перелетных птиц: аист, лебедь, журавль, утка, ласточка, трясогузка, стриж; бумажные птицы на ниточках, для дыхательной гимнастики; атрибуты к игре «Дальний путь»: гимнастическая скамейка, тоннель из обручей, большое картонное дерево, «болото»,  панно « Небесные прятки».

Ход занятия: 1.Организационный момент:

- Сегодня мы с вами отправимся в лес, на дальнюю поляну, на которой открылась летная школа для птиц, которые на зиму улетают от нас в теплые края. Как называются такие птицы? (Перелетные птицы)

2. Образование приставочных глаголов

- Путь нам предстоит долгий и без подсказок не обойтись.

 - До болота мы дошли и по кочкам перешли      (шагаем по «кочкам» высоко         поднимая ноги)

- Вот и к дубу мы пришли , дуб тихонько обошли ( ходьба на носочках, вокруг дуба)

- Долго шли и вот – ура! Перед нами тут гора!

Гору нам не обойти, гору нам не перейти!

Но в горе пещера есть!

Это радостная весть!

Дружно мы в нее вошли – вышли и опять в пути! ( дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)

- А вот здесь течет река,

Глубока и широка!

Мост я вижу впереди, по нему скорей иди,

По досочке  я  пройду и вас всех переведу! ( «мост»- гимнастическая скамейка, ходьба по скамейке приставным шагом)

- Вот мы и пришли на поляну, посмотрите, сколько здесь много разных птиц, назовите каких птиц вы увидели(Дети перечисляют птиц: Я увидел аиста. Я увидел лебедя… и т.д) А как назвать одним словом этих птиц? (перелетные птицы)

4. Согласование числительного с существительным

- Как много птиц собралось на поляне, давайте попробуем их сосчитать. ( дети по очереди считают птиц одного вида: один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов; один журавль, два журавля,…. пять журавлей и т.д.)

5.Артикуляционная гимнастика

- Посмотрите на них какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная. Вот ласточка: клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

  • Упражнение «Улыбка – Трубочка» ( повторяем упр. 3 раза)

- А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

  • Упражнение «Лопатка»( повторяем 3 раза)

- Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый , похож на иголку)

  • Упражнение « Иголочка» ( повтор упр.3 раза)
  • Упражнение « Лопатка – Иголочка» (повтор упр.3 раза)

- И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.

  • Упражнение «Качели» ( повтор упр. 5 раза)
  • Упражнение «Часики» ( повтор упр. 5 раз)

6. Дыхательная гимнастика

- Мы с вами знаем, зачем собрались птицы на этой полянке. Давайте посмотрим,как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках) Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. ( дети выполняют задание)

7. Образование притяжательных прилагательных

- Поднялись птицы высоко-высоко в небо!( выставляется панно «Небесные прятки») Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько ( пальчиковое упражнение «Бинокль») Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?

-Чей хвост виден за синим облаком? (это хвост ласточки – ласточкин хвост)        Какая  птица спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (это клюв аиста – аистиный клюв)

- Чье крыло вы видите за голубым облаком? (крыло журавля – журавлиное крыло)

- А за сиреневым облаком? ( крыло лебедя – лебединое крыло)

- Молодцы! Помашем птицам, до свидания птицы! До весны!

9. Употребление существительных в Р.П., мн.ч.

- Где мы с вами побывали? Вспомните , стаи каких птиц улетели в теплые края? (дети отвечают полным предложением: Улетела стая уток. Улетела стая журавлей. Улетела стая ласточек, аистов.

10. Итог занятия .

О ком мы сегодня с вами говорили? Каких птиц встретили? Какие улетели? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Занятие №3

Конспект занятия «Загадки о птицах»  из книги Павла Барто «Птичий хоровод»

Цель: развивать у воспитанников интерес к изучению природы родного края; прививать читательский интерес; расширять кругозор.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с внешним видом, образом жизни, особенностями питания, гнездования птиц;

Развивающие:

- развивать познавательную активность, любознательность и интерес к изучению окружающего мира в целом и птиц в частности;

- создать условия для развития экологической грамотности у детей, формирования ценностного отношения к природе;

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к «братьям нашим меньшим»;

- создать атмосферу взаимопонимания и поддержки

- портрет Павла Николаевича Барто́; плакат с изображением лесного пейзажа;

- картинки с изображениями птиц в полете, на земле, на дереве, возле гнезда;

Оборудование: аудиозапись «Звуки леса» (сл. и муз. С. Никитина), цветные карандаши, бумага. Стенд с иллюстрациями птиц

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Кабинет украшен иллюстрациями с изображением разных птиц, звучит аудиозапись «Звуки леса» (сл. и муз. С. Никитина)


- Здравствуйте, ребята.

(Ребятам предлагается отгадать тему занятия, педагог под музыкальное сопровождение, показывает иллюстрации птиц, портрет Павла Барто)

Дети правильно отгадывают название темы занятия

- Правильно ребята, сегодня наш рассказ пойдет о птицах и о замечательном детском поэте, орнитологе Павле Барто, который написал много книг о птицах, одна из которых называется «Птичий хоровод». Сегодня мы с вами будем отгадывать загадки из этой книги, поговорим об этих замечательных птицах. Познакомимся с их внешним видом, образом жизни, особенностями питания и гнездования

2. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, каких птиц вы знаете? ( Дети отвечают)

- По каким признакам можно разделить птиц? ( Дети отвечают)

- Итак, птиц можно разделить на перелетных и зимующих, на хищных, растительноядных и насекомоядных, на водоплавающих и лесных, певчих и непевчих и так далее

 (на фоне звуков леса): Па́вел Никола́евич Барто́  (4 января 1904 — 23 октября 1986) — детский поэт, орнитолог. Павел родился в семье инженера Николая Ричардовича Барто и Лидии Эдуардовны (Эриховны) Виллер. Рос вместе со старшим братом Ростиславом и сестрой Евгенией.

В юности занимался балетом в студии своей тёти, знаменитой Лидии Ричардовны Нелидовой. Все написанное Павлом Барто - это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Вы все уже знакомы, наверное, с его поэзией. А когда будете в лесу, то представьте себе, что рядом с вами шагает умный и добрый рассказчик П. Барто, наблюдающий вместе с вами за окружающей вас жизнью, природой. Он учит вас любить ее и беречь.

(Ребятам предлагается отгадать загадки из книги П. Барто «Птичий хоровод» или из любого другого сборника загадок, например из сборника: Пособие для учителя. / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988)

Педагог: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за птица.

1...Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мерзлый ствол:

"Эй, компания - за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок, -

Клад разведан под корой,

Открывайте пир горой!

(Дятел.)

 

2. Для малышей своих - птенцов-голышек -

Они в январские, крутые времена

Щипцами клюва из еловых шишек

Смолистые таскают семена.

(Клесты.)


3. Высоко он вьется,

Чуть дрожа, замрет,

Тихо покачнется,

Вкось крылом черкнет.

Песня льется,

Оборвется -

С высоты спадает нить:

Время птице

Возвратиться

И в гнездо стрелой скользить.

(Жаворонок.)

Физкультминутка.


Педагог: - Ребята, вы, наверное, устали? Хотите немного подвигаться?

Прошу детей встать и выйти из-за стола. Я задаю вопрос, а дети должны жестами, мимикой, движениями дать ответ со словами «вот так».

- Как живешь? – Вот так (жест ОК).

- Как идешь? – В.Т.

- Как плывешь?- В. Т.

- Как бежишь? – В. Т.

- Вдаль глядишь? – В. Т.

- Ждешь обед? – В. Т.

- Машешь вслед? – В.Т.

- Утром спишь? – В. Т.

- А шалишь? – В. Т.

Ну вот, ребята, немного размялись, молодцы, садитесь.


4. Прибыл он к нам весной,

Жил сперва в одиночестве

И в гнезде над сосной

Ладил ветки для прочности.

Но однажды в свой дом

Он вернулся не с веткою -

Опустился в гнездо

С белоснежной соседкою.

(Аист.)


9. Пройдет едва ль неделя -

В полете все касатки,

Лишь ночь - они в гнезде.

Все облететь успели,

Играют в салки, в прятки -

Крыло спасет везде...

(Ласточки-касатки.)


11. Клином в небо поднялись высоко.

Вольным воля на пути широком,

И летят не только днем, а ночью:

Видел кто-то не во сне, воочью.

(Журавли.)


-А сейчас ребята я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру «Изобрази птицу»

Педагог: Теперь давайте изобразим известных нам птичек: журавль, аист, дятел, жаворонок, ласточка - касатка, чомга, козодой, мухолов, удод. Нарисуйте ту птицу, которая вас больше всего впечатлила.

Дети выполняют. В конце занятия рассмотреть все рисунки и похвалить детей.

Заключение:

Подведение итогов занятия. Что нового узнали, интересно было, понравилось ли занятие?

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Если понравилось, поднимите веселые смайлики, если не очень, тогда поднимите грустные.

Занятие №4

Конспект ОД по развитию речи "Составление рассказа о птицах по мнемотаблице"

Воспитатель предлагает разгадать загадку:

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это … (птица).

- Сегодня мы будем говорить о птицах. Каких птиц вы знаете? Где они живут?

- Птицы живут в разных местах, Некоторые  умеют плавать — у них лапки с перепонками. Курица ходит по земле, и лапки у нее сильные, а крылья короткие. У воробья лапки короткие, поэтому он летает и прыгает.

- Ребята, а чем отличаются птицы от животных? Верно, их тело покрыто перьями.

- Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Отличия». Посмотрите на эти картинки:

У лебедя шея длинная, а у гуся короткая.

У воробья клюв маленький, а у дятла большой и мощный.

У снегиря грудка красная, а у синицы желтая.

У воробья глаза маленькие, а у совы большие.

У ласточки хвост длинный, а у воробья короткий.

-Молодцы ребята! Вот мы увидели, какие птицы разные. Все птицы издают звуки или разговаривают, но тоже по-разному.

-Сейчас давайте поиграем в другую игру «Кто как говорит?»

Воспитатель учит образовывать звукоподражательные глаголы :

Что делает кукушка? Кукушка – кукует

Что делает ворона? Ворона – каркает

Что делает воробей? Воробей – чирикает

Что делает гусь? Гусь-гогочет

Что делает сорока? Сорока –стрекочет

Что делает утка? Утка-крякает.

-Молодцы ребятки, справились. Теперь давайте немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка»
Десять птичек — стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: Спокойные взмахи расслабленными ладонями
Эта птичка — соловей  -Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Эта птичка — воробей, - левой руки
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. (Загибаем по очереди пальцы с мизинца
Это-зяблик, это — стриж, правой руки)
Это — развеселый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам (Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)

- А сейчас мы с вами будем составлять рассказ о птицах. Чтобы рассказ получился связным и красивым, надо рассказывать все по порядку. Для этого я приготовила вам схему-помощницу.

1. Знак? Кто это? Нужно назвать птицу. Ее величину большая или маленькая.

2. Затем расскажем какой у нее клюв, какие лапки, какие крылья? Каким она цветом?

3. Потом нужно сказать, чем покрыто ее тело?

4. Как эта птица передвигается?

5. И в конце рассказа чем питается?

Воспитатель самостоятельно описывает воробья, используя мнемотаблицу.

- Это воробей. Воробей — маленькая и шустрая птица. У него маленький клюв, маленькие крылья и короткие лапки, перья коричневого и серого цвета. Воробей умеет летать, а из-за коротких лап он не умеет ходить, а только прыгает. Воробей зимующая птица.

- А теперь давайте вы попробуете составить рассказ по картинке.

Дети составляют рассказы про лебедя (перелетная и водоплавающая, ласточку (перелетная, дятла (зимующая).

Один ребенок рассказывает, второй повторяет.

- Какие ребята вы молодцы, составили очень красивые и интересные рассказы про птиц.

 

Ну вот и наше занятие подошло к концу: Скажите ребята, о ком мы сегодня говорили? На какие 2 группы делятся птицы? Что мы с вами сегодня научились делать? Что вам понравилось больше всего? Что вам было сложно? Что нового вы узнали?

Все молодцы! Очень старались!

Занятие №5

Игротека «Птички-невелички»

Цель: развивать у воспитанников интерес к изучению природы родного края через дидактические игры

Игра «Кто как голос подаёт?»

Грач кракает: «кра-кра»
Скворец трещит: «тирр, тирр, трри-ти-ти»
Кукушка кукует: «ку-ку-ку»
Соловей щебечет: «фи-тчурр-фи-тчурр-тюй-лит»
Иволга посвистывает: «тинь-тинь-тинь»
Ласточка цвинькает: «цвинь-цвинь»
Трясогузка цзинькает: «ци-зи! ци-зи!»

Игра «Кто где живёт?»

В гнезде — …  В скворечнике — …  ПОД крышей — …  НА дереве — …  ПОД кустом — …

Игра «Что делает птица?»

возвращается, летает, ходит, скачет, вьет, высиживает и т.д.

Игра «Какая птица?»

Грач — большой, черный, большекрылый, большеклювый, остроклювый, короткохвостый, голодный, прожорливый …
Ласточка — маленькая, длиннохвостая, короткоклювая, остроклювая, черноспиная, белобрюхая, красивая, весёлая, проворная, юркая, теплолюбивая …
Так необходимо рассказать о каждой птице, подбирая разные слова-признаки.

Логопедическая зарядка

В артикуляционной гимнастике важна именно фиксация на движении, четкость и полная амплитуда выполнения. Кривляйтесь вместе с ребенком каждый день, соревнуйтесь, у кого лучше получается!
Каждое упражнение повторяйте 4-5 раз под ритмичный счет.

Упражнения для челюсти «Голодные птенчики»
Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить: «Ам-ам-ам-ам-ам». Проглотить «пищу» (слюну).

Упражнение  для губ, щек

«Острый клюв птицы»
Губы плотно сомкнуть — вытянуть вперед — максимально широко открыть рот.

Упражнения для языка

«Грач клюет червячков»
Рот открыт, губы в улыбке. Вытянуть острый язык то вытягивать как можно дальше изо рта, то прятать внутрь. Под счет.

«Ласточка лепит гнездо»
С усилием нажимать кончиком языка на каждый зуб верхней, затем нижней челюсти.

«Дом скворца на высоком шесте»
Присосать спинку языка к небу («грибок») и удерживать под счет.

«Птенчики ждут пищи»
Широкий язык поднять «чашечкой» и удерживать ее под счет.

«Ласточка ловит мошек»
Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем, втянув язык в рот, провести им по небу, стараясь дотронуться мягкого неба (нажать, зафиксировать).

«Очень вкусная пища!»
Переднюю часть языка прижать к небу, затем – щелчок, произнести шёпотом А.

«Голоса перелетных птиц»
Рот открыт. Язык изогнуть горочкой и произносить: «Каа-каа-каа», «Ку-ку-ку», «Кви-кви, кви-кви»

Игры на запоминание названий перелётных птиц и их внешнего облика:

Игра «Угадай»
Задайте ребенку вопросы: Кто самый крупный? У кого самый длинный хвост? У кого жёлтое тело? У кого пёстрое оперение? У кого хвост вилочкой? И т.д.
Дайте возможность ребенку задать вопросы Вам и постарайтесь не сразу отгадывать название птицы) Пусть ребенок подсказывает.

Игра «Кого не стало?»
Ребенок запоминает названия и расположение птиц и закрывает глаза, а мама закрывает картинку  фишкой (небольшим листочком)

Игра «Сравни»
Найдите сходство и различие между птицей и человеком, птицей и животным

РАЗЛИЧИЕ:
У человека  руки, а у птицы (грача) — …
У человека ногти, а у птицы — …
У человека  живот, а у птицы — …
У человека грудь, а у птицы — …
У человека волосы, а у птицы — …
У человека нос и рот, а у птицы — …
У животного (кошки) четыре лапы, а у птицы (грача) —
У животного шерсть, а у птицы —
У животного зубы, а у птицы —
У животного уши видны, а у птицы —
У животного рождаются детёныши, а у птицы — …    И т.д.
СХОДСТВО:
У человека  голова, и у животного, и у птицы ….
У человека шея, и у животного, и у птицы …
У человека спина, и у животного, и у птицы …
У человека ноги, а у животного и у птицы …    И т.д.

Подведение итогов тематической недели, изготовление книги «Перелетные птицы». Презентация книги ребятам.

Ежедневная коррекционная работа:

  • Развитие мелкой моторики: «Перелетные птицы», «Ласточка», «Дятел», «Птицы в небе тают…»,  «Шла кукушка», «Вдоль по реченьке».
  • Упражнения для мимической мускулатуры: «Птички радуются солнцу», «Нам грустно, что птицы улетают», «Мы удивляемся, что утки остались зимовать» и др.
  • Развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит», «Аист», «Гуси летят», «Птички полетели», упражнение «Сделай вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь, называй перелетную птицу».
  • Развитие слухового внимания: «Аисты-лягушки», «Кто летит», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».
  • Упражнение на ориентирование на листе: «Птичка летит».
  • Упражнения на развитие лексико-грамматического строя: «Назови части тела птицы», «Образуй новое слово», «Скажи ласково», «Сколько птичек улетело», «Исправь предложение», «Скажи наоборот». «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Один - много», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Раздели названия птиц на части».
  • Развитие связной речи (чтение и обсуждение): М. Ивенсен «Падают, падают листья», Е. Благинина «Скоро белые метели», Л. Полтава «Где живут наши птицы», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

 Заключительный этап:

Изготовление книги «Перелетные птицы Омской Области»

Результат проекта:

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

- повысилась речевая активность детей;

- значительно расширился словарь семантического поля «перелетные птицы»;

- повысились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.

-среди родителей дошкольников наблюдается заинтересованность и желание сотрудничать с педагогами ДОУ по вопросам обучения дошкольников.


Литература:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.-280с.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.-280с
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002.
  5. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  6. Журавлева Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников. М.:Учитель,2009.
  7. Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей. М.: Просвещение, 2009.
  8. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦСфера, 2016. – 176 с.
  9. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦСфера, 2016.
  10. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: КАРО, 2007.
  11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994г.
  12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. М., 2012.
  13. Шорыгина Т.А. Беседы о птицах с детьми 5 – 8 лет. – М.: Сфера, 2018.


Приложение

МДОУ «Таврический детский сад №2»

Книга «Перелетные птицы Омской области»

36988910

Составители: дети подготовительной группы, воспитатель, учитель-логопед

р.п. Таврическое, 2022

Лебедь – кликун

C:\Users\Анастасия\OneDrive\Рабочий стол\лебедь кликун.jpg

Лебедь-кликун — крупная птица, весящая от 7 до 10 кг, иногда больше.

Тело вытянутое, длина шеи примерно равна длине туловища. Ноги короткие, отнесены назад.

 В оперении большое количество пуха. Клюв лимонно-жёлтый с чёрным кончиком. Оперение белое. Молодые птицы имеют дымчато-серое оперение с более тёмной головой. Чисто белый цвет оперения кликун приобретает лишь на третий год жизни.

Самец и самка внешне практически не отличаются друг от друга. Шею кликун держит прямо, не сгибая её в форме буквы «S».

Лебеди-кликуны питаются в основном растительной пищей, водными растениями, а также поедают мелких беспозвоночных животных. Птенцы питаются в основном животным кормом на мелководье, добывая пищу со дна, наполовину ныряя в воду, как утки.

Интересные факты:

  1. Лебедь-кликун получил своё название за громкие, трубные крики, особенно часто издаваемые в полёте (громкое трубное «ганг-го, ганг-го, ганг-го»).  Плавая, шею держит вертикально, крылья плотно прижаты к телу.
  2. Если  преследовать лебедя, то его с трудом можно догнать даже на лодке. Взлетая с воды, долго разбегается, молотит лапами по воде, постепенно набирая скорость и высоту.
  3. По земле ходить не любит и делает это крайне неохотно и редко. Кликун осторожная птица, которая держится на широких водных пространствах, подальше от берегов.
  4. Удар крыла кликуна настолько силён, что может сломать руку ребёнку

Скворец

C:\Users\Анастасия\OneDrive\Рабочий стол\птицы\399px-European_Starling_2006.jpg

Небольшая птица  с длиной тела 20-24 см, масса 68-80 г. Оперение черное с фиолетовым оттенком и многочисленными белыми крапинками. Клюв черный, ноги буроватые, глаза коричневые.

Гнездится скворец в дуплах старых деревьев, когда-то выдолбленных дятлами, или в искусственных дуплянках, специально для этой птицы развешанных в парках, садах и на огородах. Гнездо мастерит из сухой травы, лишайника и мха. В кладке бывает от 4 до 7 голубых яиц, которые обычно насиживает самка, но иногда в этом участвует и самец.

Питается  скворец насекомыми - вредителями сада, огорода, полей. Этим обыкновенный скворец приносит большую пользу сельскому хозяйству.

Интересные факты:

  1. Одна пара скворцов за год истребляет около 6 кг насекомых.
  2.  Клюв скворца может менять цвет.
  3.  Скворцы часто селятся рядом с людьми.
  4.  Нередко можно видеть скворцов сидящими на крупных животных вроде коров или лошадей.
  5.  Скворцы выводят птенцов дважды в год, откладывая зараз до пяти яиц.
  6. Пение скворцов ничем не примечательно, но их способность подражать голосам других птиц просто поражает.
  7.  Для полёта в тёплые края скворцы собираются в стаи, которые иногда насчитывают десятки тысяч птиц.

Аист

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2021/1/4_830ee2ad1a08b04251261f13d6e9bf7f.jpg

         Аисты - это длинноногие неторопливые птицы, которые встречаются на всех континентах. У них длинные, широкие крылья, благодаря чему все аисты - превосходные летуны, способные парить в воздухе и, не взмахивая крыльями, набирать высоту, летают с вытянутой шеей.

 Взрослые аисты не подают голоса, могут только шипеть. Молодые же сначала издают различные звуки, но позднее теряют эту способность. Оперенье у аистов бывает белое, черно-белое, серое; клюв и ноги красные.

Аисты могут строить гнездо на обломках стволов или на толстых ветвях старых деревьев.
Питаются аисты лягушками, поедают других мелких позвоночных, червей, моллюсков и пр.

Интересные факты:

  1. Вылупившихся птенцов аисты кормят 4-5 раз в сутки, принося по 56-333 г пищи. Однажды аист принес 48 лягушат общим весом 454 г.
  2. После вылета из гнезда аистята еще две недели полностью зависят от родителей, которые продолжают их кормить.
  3. Стоя на гнезде, аисты приветствуют друг друга, громко стуча клювами. При этом они сначала запрокидывают голову, потом кладут ее на спину и снова выносят вперед; одновременно они поднимают, распускают хвост и широко раскрывают крылья.
  4. Щелканье клювом служит и сигналом приветствия, и угрожающе-предупредительным сигналом, обращенным к чужому аисту; стуку может предшествовать шипенье.
  5. Гнездо аиста  около полутора метров в диаметре. Весит такая «квартира» около 200 килограммов

Грач

C:\Users\Анастасия\OneDrive\Рабочий стол\птицы\грач2.jpg

Грач  - стройная черная птица, длиной до 50 см, весом около 400 граммов. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.

Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.

Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм.

Гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.

Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка.

17 марта – Герасим-грачевник. Если грачи прямо на гнездо летят – впереди дружная весна.

Интересные факты:

  1.  Грачи не поют песни, более того, у них это получается ужасно. Скорее они разговаривают с неким хрипом и грубостью в голосе.
  2. Грачи постоянно присматриваются друг к другу, сплошь и рядом копируя друг друга, действуют по принципу «делай, как я». Стоит хотя бы одной из птиц появиться с новым видом пищи, как все остальные следуют по ее «следам.
  3.  У грачей вырабатывается условный рефлекс на шум трактора — лишь заслышат эти умные птицы характерный стук мотора, моментально слетаются со всех сторон, как бы далеко от поля они бы не находились.
  4. Любимой игрой грачей считаются догонялки. Они бегают или летают друг за другом, мило переговариваясь. Передают поочерёдно предметы, будь то палочка или кусок пластмассы. Когда на улице тепло, птицы раскачиваются на ветвях, как на качелях.

Утка

C:\Users\Анастасия\OneDrive\Рабочий стол\птицы\1280px-Ducks_in_plymouth,_massachusetts.jpg

Довольно крупная, коренастая речная утка с большой головой и коротким хвостом. Длина 51—62 см. Клюв плоский, широкий с хорошо развитыми гребнями роговых пластинок по краям. Цвет клюва отличается у самцов и самок. 

Обычный голос — тихое кряканье — «рэб-рэб-рэб».  Голос самки — кряканье, как у домашней утки. У самца вместо кряканья — приглушённый бархатистый звук «шааак» или «шяааарк».

При испуге кряканье более протяжное, а перед взлётом тихое и торопливое. Голос самки в осенний и зимний период, подзывающий самца, — громкое «куак-куак-куак-куак-куак». Во время ухаживания за самками селезни издают высокий, но хриплый свист с помощью сиринкса — костного образования в нижней части трахеи.

Держится в одиночку, парами и стаями на воде или у воды.  Полёт быстрый, очень шумный. Взмахи крыльев сопровождаются частыми звонкими звуками «вить-вить-вить-вить», по которым крякву можно отличить, даже не видя летящей птицы. У летящей птицы чётко выделяются белые полоски на крыле, окаймляющие зеркало. С воды поднимается относительно легко.

Питается растительной пищей (ряскойроголистником и др.), мелкими беспозвоночными, насекомымимоллюсками,  мелкой рыбкой, ракообразнымим, головастиками, даже лягушками.

Интересные факты:

  1. Ныряет только будучи раненой, способна проплыть под водой десятки метров. По земле ходит, переваливаясь, но при ранении способна проворно бегать.
  2. Кряквы имеют на хвосте завитое перо. Оно отличается по форме и окрасу. Перо им нужно не просто для красоты, оно участвует в маневрах в воздухе и воде, которые мастерски совершают утки-кряквы.

Ласточка

C:\Users\Анастасия\OneDrive\Рабочий стол\птицы\lastoh-006 — копия.jpg

Летом часто можно увидеть небольших птиц, неутомимо летающих над огородами, садами, газонами. У них раздвоенный хвост и острые, длинные крылышки. Грудь и живот у ласточек светло-серые. Если на лбу у птицы заметно рыжее пятнышко, значит это только что научившийся летать птенец. У взрослой ласточки лоб белый. На приплюснутой головке маленький клюв. Коротенькие лапки затрудняют взлет с гладкой поверхности. Поэтому застать птицу сидящей на земле маловероятно. Виртуозный полет – вот предназначение ласточек.

Самцы крупнее самок и хвост у них длиннее. Но даже самый крупный самец весит не больше 25г.

Гнездо ласточки - из грязи и травы глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов.

Интересные факты:

  1. Обычные ласточки летают со скоростью 60-70 км/час. Некоторые виды могут развивать скорость до 120-160 км/ час.
  2. Обычная деревенская ласточка – символ Эстонии. Её изображение было размещено на монете номиналом в 100 крон. Эти памятные монеты были выпущены в 2008 году тиражом в 3000 экземпляров.
  3. Взрослая особь способна отыскать гнездо, которое она свила в прошлом году. Кроме того, ласточка даже помнит, где она появилась на свет.


Кукушка

C:\Users\Анастасия\OneDrive\Рабочий стол\птицы\hello_html_7dbacd40.jpg

Кукушка – всем знакомая неприметная птичка. Живет она в лесах и издает свое знаменитое «ку-ку», которое можно часто услышать весной и летом.

Кукушка – довольно маленькая птица, немногим больше голубя. Ее тельце в размерах обычно не больше 40 см, а хвост в 2 раза меньше. Размах крыльев может достигать полметра. Лапки у кукушки короткие, но сильные, с 2 передними и 2 задними пальцами. Вес у птички тоже небольшой – около ста грамм.

Окраска оперения самцов отличается от окраски самок. Голова и грудка у самцов окрашены в светло-серый цвет. Спина и хвост имеют более темную серую окраску. Самки же обычно рыже-бурого цвета, у молодых кукушек преобладает светло-рыжий окрас. Грудка и голова имеют сероватый оттенок. И у самок, и у самцов темный клюв и желтые ноги.

Основным лакомством птицы являются мохнатые гусеницы. В их уничтожении заключается главная польза кукушки окружающей среде и сельскому хозяйству, ведь остальные птицы не употребляют этих гусениц. Да и по сравнению с другими сородичами, ест кукушка куда больше. Кроме гусениц в рацион входят стрекозы, кузнечики, черви, жуки и лягушки.

Интересные факты:

  1. Вес яйца кукушки составляет всего три грамма. 
  2. Большую часть года обыкновенная кукушка ведёт скрытный, молчаливый образ жизни. Лишь весной и в первой половине лета самки и особенно самцы становятся заметными и шумными, привлекая к себе внимание.
  3. Взрослая кукушка за час съедает до 100 гусениц, при этом работает так по 10 часов.
  4. Если в лесу, где живет кукушка, появляется много вредителей, то птица будет трудиться до тех пор, пока не уничтожит всех насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Перелетные птицы"

Это занятие о перелетных птицах....

Материал на тему "Перелетные,зимующие птицы"

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимую...

Проект "Птицы Омской области. Трясогузка"

Краткое описание проекта в старшей группе....

Детский исследовательский проект на тему: «Перелетные птицы Саратовской области»

  В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошко...

Отчет по проекту на тему: "Перелетные птицы"

Отчет по проекту  «экологическое воспитание детей»Подготовительной группы № 4На тему:  «Перелетные птицы»...

Экологический проект на тему « Перелетные птицы».

Проект в средней группе «Перелетные птицы». Авторы проекта: воспитатель Шишмакова Н.Р.; Подлегаева М.В. Аннотация проекта: Обобщение знаний о перелетных птицах. Актуальность темы проекта:...