Детский исследовательский проект на тему: «Перелетные птицы Саратовской области»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

    В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский исследовательский проект

на тему: «Перелетные птицы Саратовской области»

       В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 Актуальность проекта:

        В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

 

Раздел

Содержание

Название

«Перелётные птицы Саратовской области»

Творческий коллектив

Дети старшей группы

Руководитель

Воспитатель: Барбашова С.А.

Цель

Расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи

- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

- развивать   наблюдательность, познавательную активность детей.

- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

 

Гипотеза

Какие птицы прилетают в Саратовскую область весной?

Вид

Детский исследовательский проект

Продолжительность

Краткосрочный

Сроки реализации

2-3 недели (март)

Принципы реализации

1. Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

2. Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

3. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

5. Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Ожидаемый результат в рамках исследовательского проекта

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Перспектива

Во время проведения проекта, участники заинтересовались птицами, проживающих в других континентах. В результате проведения рефлексии, мы пришли к выводу, что следующим проектом будет изучение экзотических птиц, их повадки, среду обитания особенности строения и питания.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Сроки

Основные направления

1 этап

1 день

Создание копилки.

На данном этапе дети формулируют проблему. Задавшись вопросом о том, какие же птицы прилетают в Саратовскую область по весне, мы решили создать коллекцию изображений всех птиц, которые встречаются нам в родном крае.

2 этап

1 день

Картотека.

Собрав коллекцию изображений птиц нашего края, дети разделяют их по категориям, классифицируя обьекты по различным признакам. После совместного сравнения и анализа, мы получаем сводную таблицу всех исследуемых нами птиц Саратовской области.

3 этап

1 день

Создание модели.

Обобщая полученные сведения, дети обращают внимание, что схожего у перелетных и зимующих птицах и какие у них различия. Определяем, что заставляет птиц покидать наш родной край с наступлением холодов. Задаемся вопросом, как мы можем улучшить жизнь зимующих птиц.

4 этап

1-2 недели

- Организация выставки рисунков и подделок «птицы родного края».

- Оформление выставок творческих работ

- Тематические выставки «Читаем о птицах»«Крылатые доктора».

5 этап

1 неделя

Презентация.

Проведение итогового проекта - народного праздника «Жаворонки», посвященное встрече весны и птиц.

6 этап

1 занятие.

Постановка новой задачи.

Во время проведения проекта, участники заинтересовались птицами, проживающих в других континентах. В результате проведения рефлексии, мы пришли к выводу, что следующим проектом будет изучение экзотических птиц, их повадки, среду обитания особенности строения и питания.

Список литературы:

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера,2012

Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. –М.:Баласс, Издательский Дом РАО,2007. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»)

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Перелетные птицы"

Это занятие о перелетных птицах....

Отчет по проекту на тему: "Перелетные птицы"

Отчет по проекту  «экологическое воспитание детей»Подготовительной группы № 4На тему:  «Перелетные птицы»...

Презентация " Перелетные птицы Саратовской области"

Фото и краткое описание некоторых перелётных птиц...

Экологический проект на тему « Перелетные птицы».

Проект в средней группе «Перелетные птицы». Авторы проекта: воспитатель Шишмакова Н.Р.; Подлегаева М.В. Аннотация проекта: Обобщение знаний о перелетных птицах. Актуальность темы проекта:...

Исследовательский проект на тему "Зимующие птицы"

Многие из нас не задумываются, как чувствуют себя во время холодов птицы и звери. Мы твердо уверены, что они хорошо приспособлены к любым условиям проживания. Однако это не совсем так. Например, птицы...

Практико-ориентированный логопедический проект на тему: «Перелетные птицы Омской области»

Название проекта: «Перелетные птицы»Состав и возраст проектной группы: Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет логопункта.Срок реализации: Краткосрочный (1 неделя)Образователь...