Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии детей с ОНР
статья по развитию речи (старшая группа)

Анисимова Татьяна Игоревна

Речь ребенка как важнейший инструмент общения и познания окружающего мира должна быть живой, эмоциональной, интонационно выразительной. Полноценное посторенние связного высказывания требует умения пользоваться словарным запасом, строить высказывания, формулировать свою мысль. У детей с общими нарушениями речи (ОНР) наблюдается недостаточный активный словарь, недостаточное владение алгоритмом составления связного творческого рассказа. Поэтому важно, чтобы ребенок с ОНР овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять), делать выводы, доказывать, объяснять.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии детей с ОНР

Анисимова Т.И.

Речь ребенка как важнейший инструмент общения и познания окружающего мира должна быть живой, эмоциональной, интонационно выразительной. Полноценное посторенние связного высказывания требует умения пользоваться словарным запасом, строить высказывания, формулировать свою мысль. У детей с общими нарушениями речи (ОНР) наблюдается недостаточный активный словарь, недостаточное владение алгоритмом составления связного творческого рассказа. Поэтому важно, чтобы ребенок с ОНР овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять), делать выводы, доказывать, объяснять.

На наш взгляд активизировать творческое мышление и речевую активность детей с ОНР способствует технология ТРИЗ. Применение технологии ТРИЗ позволяет решить следующие задачи:

  • повысить уровень понимания речи;
  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильный лексико-грамматический строй речи;
  • развить у детей творческую речевую деятельность (умение нестандартно мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, фантазировать);
  • научить мыслить системно, видеть противоречия и разрешать их.

В ТРИЗ-педагогике создан достаточно обширный фонд тренингов, приёмов, методик, позволяющих развить у ребёнка способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, а в старшем возрасте целенаправленно преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера из разных областей знаний и деятельности людей.

Работая с дошкольниками в направлении речевого развития мы применяем следующие методы и приемы ТРИЗ:

  • метод подбрасывания идей. Во всех видах формах деятельности (занятия, режимные моменты, совместная деятельность педагога и детей) происходит решение многочисленных вопросов (Для чего? Зачем? Откуда? Как? Чем хорош? Чем можно заменить? Чем удобен? Чем полезен? Как быть?);
  • метод личного примера;
  • соревновательная мотивация, заинтересованность, стремление к победе;
  • чередование деятельности, нагрузки (физическая, умственная, эмоциональная);
  • метод фокальных объектов – прием фантазирования, когда обычные предметы наделяются совершенно необычными свойствами. Сначала выбирается объект, который необходимо усовершенствовать, например, фонарик. Затем подбираются несколько случайных объектов – коляска, радио, мяч – и составляется перечень их свойств: говорит, поет, едет, включается и выключается, катится, круглый. Потом эти свойства переносятся на фокальный объект: наш фонарик будет рассказывать новости, петь песни, освещать в темноте дорогу, сам катится и т.д.;
  • метод морфологического анализа – прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Сначала выбирается объект, например, дом. Определяется, из каких частей дом состоит (крыша, окно, стены, дверь). Далее каждая часть наделяется новым свойством. В итоге каждая часть дома наделяется новым свойством и они собираются в единый образ нового дома;
  • метод маленьких человечков (ММЧ) – это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними. ММЧ позволяет описать агрегатное состояние вещества наглядно. Для этого используются, обладающие разными характеристиками «маленькие человечки»: «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться;  «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «газообразные человечки» быстро бегают;
  • метод каталога: сочинение сказки с помощью какой-либо книги. Ребенок находит ответ на вопрос, указав слово на открытой странице выбранного текста. Найденные в книге ответы собираются в единую сюжетную линию. Так дети учится составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? Ход действия сказки может быть следующим: Жил-был.… И был он какой? Умел делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она была.…Однажды между ними случилось…Им помогла.…Сделала она это, чтобы… и т.д.;
  • методы активизации перебора вариантов или мозговой штурм. Решение представленной задачи проходит в два этапа. На первом этапе (генерирование идей) запрещается всякая критика, поощряются любые, даже фантастические предложения. На втором этапе «эксперты» критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи;
  • метод контрольных вопросов, позволяющий генерировать новые идеи и решения, формулировать их с помощью наводящих вопросов. Применяется в форме обращенного к самому себе монолога или диалога изобретателей;
  • приемы фантазирования: «сделать наоборот», «изменить неизменяемое» (изменить какое-то свойство предмета или явления, даже если кажется вам совершенно неизменным), прием объединения, прием «вынесение» (нужно отделить от объекта одно из его главных свойств, или наоборот приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта, прием ускорение или замедление (выбрать объект или процесс и ускорить его действие до такой степени, чтобы возникло новое качество, прием универсализации (обобщения) и др.

Практика показала, что в подобранных нами методах и приемов технологии ТРИЗ детей привлекает игровая ситуация, стимулирующая их активность, и речевое общение. Воспитанники стали более раскованы, стали аргументировать простейшие умозаключения, сопровождать речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения со сверстниками. А это значит, что использование элементов технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной речи у детей с ОНР. Поэтому начатую работу будем продолжать и в дальнейшем.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.

2. Ардашева Н.И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993.

3. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.

4. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

5. Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.

6. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.- 38 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии Триз в речевом развитии детей

Пересказ рассказа " Четыре желания" ( по К.Д Ушинскому)...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Использование технологии ТРИЗ- в речевом развитии дошкольников 5 года жизни

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия - все это формируется у р...

Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь ...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых соб...