Конспект , звуковая культура речи , "Звук "Р" "
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Позднякова Вера Анатольевна

конспект в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук Р-Рь»                                            

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.

Задачи:

Обучающие:

-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику.

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя.

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие

Развивающие:

- способствовать развитию у детей  умения  слушать и понимать заданный вопрос.

- способствовать развитию  воображения.

- способствовать развитию фонематического слуха, подвижность языка.

Воспитательные:

-  способствовать воспитанию у детей  усидчивость, самостоятельность, умение слушать взрослого, соблюдать правила игры.

Ход занятия:

Воспитатель.

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:

Дети, сегодня почтальон доставил в д /сад конверт.  Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...

Дети. Чебурашка.

Воспитатель. Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути,  Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

                          Артикуляционная  гимнастика.

(Часики, качели, блинчик, вкусное варенье, шарик, дудочка, грибочек)

Молодцы, наш язычок проснулся, а теперь давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….

Знакомство со звуком.

Воспитатель. Все молодцы! Пора в дорогу.

Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р

Ротик свои мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмем,

Да и сильно дуть начнем.

(Зубы не сомкнуты. Язык поднят к верхнему нёбу.

Пускаем сильную воздушную струю. Язык вибрирует).

Развитие фонематического слуха

Воспитатель. Ой, дети, посмотрите, на пути встал светофор.

               Красный глаз его горит –

               Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей), давайте повторим это слово.

- Дети, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

а)  Чистоговорки:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

б) – Следующие задание. Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Найди ошибку». Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!

Огород, рука, селдечко – где не верное словечко?

Тряпка, курица, челвяк –что я говорю не так?

Перчатка, рыба, калусели –ошибку вы найти сумели?

Прятки, пряник, шалик, рай – где ошибка? Отвечай!

Какой звук я произносила не правильно? (звук Р) (ответы детей).

Молодцы, дети! Справились с заданиями. Посмотрите, дети, включился зеленый свет! Значит,  можно двигаться дальше. РРРРРРР

Ой посмотрите! Здесь знак. (Подарок).

Воспитатель. Дети, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

Дети: Подарок.

Воспитатель.  Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выучить маленькое стихотворение для Чебурашки.

Роет землю серый крот

Разоряет огород.

Воспитатель. Скажите мне пожалуйста в каких словах  встречается звук «Р», повторите громко и тихо.

Воспитатель. Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Физминутка «Бабочка».

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась,                                                                                     Улыбнулась, потянулась.                                                                                                             Раз – росой она умылась,                                                                                                     Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

Автоматизация звука Р в слогах и словах.

Воспитатель. Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).

 Воспитатель. Дети, вы  знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться  до домика Чебурашки.

в) – Следующее задание.

Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Слова:  Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

Воспитатель. Дети, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому  Старушка Шапокляк  решила сама  освободить дорогу. Двигаемся вперед.

 «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется  Чебурашка.

Воспитатель  и Дети.  С Днем рождения, Чебурашка!!!

Воспитатель. Дети, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения.

 Расскажите Чебурашке  с каким звуком вы сегодня знакомились. Дети, а ведь Чебурашка нам тоже приготовила задание.

Задание от Чебурашки «Скажи наоборот».

Жара - холод

Худой - толстый

Близко – далеко

Умный – глупый

Чисто – грязно

Солнце – луна

Весёлый – грустный

Толстый – светлый

Большой – маленький

Добрый – злой.

Молодцы дети! Справились с заданием.

Итог занятия

Какой звук сегодня мы закрепляли?

С кем и чем мы встречались на пути?

Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Звуковая культура речи. Произношение звуков в звукосочетаниях, словах, фразах.

Конспект образовательной деятельности  по образовательной области "Речевое развитие " разработан для детей младшей группы....

Конспект: «Звуковая культура речи : звук Ц »

В данном конспекте отрабатывается четкое произношение звука Ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний ; учить изменять  темп речи....

Конспект «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Цель:      - Формирование правильного произношения звука «Ш», изолированно, в словах и фразах....

Конспект , звуковая культура речи , "Звук "Н" "

Конспект , звуковая культура речи , "Звук "Н" "...

Конспект Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа)

КонспектЗвуковая культура речи.Подготовка к обучению грамоте(подготовительная группа)Цель. Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь.Задачи.-Учить строить предложения.-С...

Конспект «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч» (старшая группа)

laquo;Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч»Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.Задачи:• Определять местоположение звука в слове (начало, сер...