Статья на тему: "Формирование культуры речи дошкольников при подготовке к школе"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Иванова Лариса Николаевна

Статья посвящена вопросу формирования культуры речевого общения старших дошкольников при подготовке к школе. Материал будет полезен воспитателям и логопедам дошкольных образовательных учреждений.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры речи дошкольников при подготовке к школе.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком. 

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний. 

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств (эпитеты, метафоры, сравнения), соответствующих условиям и задачам общения.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

 В свою очередь, «культура речи» включает в себя не только красивую правильную речь, но и умение слушать собеседника; это часть общей культуры человека.

Наряду с тем, что современное общество предъявляет все большие требования к выпускникам дошкольных и школьных учреждений, уровень речевой культуры падает. А ведь именно владение культурой общения, коммуникативными навыками имеет первостепенное значение в период адаптации в школе, позволяет продуктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выражать собственные мысли, излагать информацию и многое другое.

Наряду с тем, что современное общество предъявляет все большие требования к выпускникам дошкольных и школьных учреждений, уровень речевой культуры падает.

 Уже никого не удивить такими нарушениями языковых норм, как «звОнят-звОнит» вместо «звонЯт- звонИт», «дорогая цена» вместо «высокая цена», «дОговор» вместо «договОр».  

Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, табуированные когда-то выражения, жаргонизмы, сленг стали обыденным явлением. На таком языке говорят и родители, и дети.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры речи окружающих его взрослых. Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Со старшими дошкольниками возможно использовать следующие игры и упражнения:

  • «Приветствие» - направлено на формирование речевых формул и образцов коммуникации. (Попросить ребенка поприветствовать остальных так, как это сделал бы … Дед Мороз, волшебник, военный, учитель, продавец, официант, при работе в паре – как друзья, как малознакомые люди, как мама и дочка.)
  • «Муха-Цокотуха» - развитие понимания связи темпа речи со смыслом высказывания.
  • Но жуки-червяки                         (в среднем темпе)
  • Испугалися,                                 (в среднем темпе)
  • По углам, по щелям разбежалися:         (темп возрастает)
  • Тараканы                                 (в быстром темпе)
  • Под диваны,                                 (в быстром темпе)
  • А козявочки                                 (в быстром темпе)
  • Под лавочки,                                 (в быстром темпе)
  • А букашки под кровать –                 (в быстром темпе)
  • Не желают воевать!                         (в среднем темпе)
  • И никто даже с места                         (в медленном темпе)
  • Не сдвинется…                         (в медленном темпе)
  • «Где твой круг?» - знакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой;

воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

В первый круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

Например, Таня, Слава, Лена, Ира, Аня, Света, Поля, Миша, – в 1й

затем можно предложить изменить свои имена так, чтобы оказаться во 2-ом круге изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

  •  «Послушай и угадай»

Цель. Формирование восприятия речевого ритма.

Материал. На картинках изображены жук, оса, муха, бабочка и т.д.

Описание. Ребенку предлагается назвать насекомых и отгадать, какое слово «зашифровано» хлопками.

Взрослый воспроизводит слоговой ритм слова («отхлопывает» слово): на безударный слог выполняет хлопок ладонями, на ударный - хлопок по коленям. Ребенок должен угадать заданное слово, опираясь на восприятие его ритмического рисунка и определение количества слогов в нем.

Например: о-са, ба-боч-ка

  • «Сильный слог»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный –

хлопок по коленям. Например: У-ли-ца, пло-щадь, фо-нарь, му-ра-вей

Развитие силы голоса.

  • «Громко-тихо»

Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина,                         Почти без голоса, одной артикуляцией.

тишина…

Вдруг                                                 Шепотом.

Грохотом грома сменилась она.

И вот уже дождик                         Голосом разговорной громкости.

Тихонько - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал

по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он                 Громко.

станет.

Уже барабанит. Уже                         Очень громко.

барабанит!

  • «Микрофон»

Цель: развивать умение регулировать силу голоса.

Играют четверо детей. Фразу: «У Миши красная машина»

1-й ребенок говорит очень тихо,

2-й -погромче,

3-й-еще громче,

4-й-очерь громко.

  • «Пауза»

Упражнение направлено на выделение пауз в речи. Детям объясняем, на примере предложений:

“Казнить I нельзя помиловать.

Казнить нельзя I помиловать”,

Объясняем значение пауз.

Поездку отложить нельзя выезжать.

  • «Расскажи сказку» и «Озвучь м/ф» - (от имени персонажей) направлены на развитие интонации, силы голоса, тембра.
  • «Произнеси правильно»

Детям предлагается произнести одно и тоже предложение с разной интонацией в зависимости от предъявляемого знака.  

Соблюдение этих рекомендаций научит маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относиться  к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.        

Использованная литература

1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. .
2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.

3. Бондаренко Н.Г. нарушение норм литературного языка на примере мультфильма «Маша и медведь» и его влияние на детскую речь// филология и лингвистика в современном обществе: материалы 2-й Междунар.науч.конф. - М, 2014
5. Кирьянова Р. Игры со словами для развития речи. Картотека игр
6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012.
7. Ушакова О. С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.Москва,2010
8. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008

9.Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007 :: №3, 

10.Леонова С.В. Статья «Развитие голоса у детей с речевыми нарушениями» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005 :: №4,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

консультация для родителей на тему: «Формирование речевой компетентности детей в процессе подготовки к школе»

 Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку правильно их сформировать......

Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему "Формирование звуковой культуры речи" (лексическая тема "Домашние животные")

Фронтальная логопедическая НОД в старшей группе.Лексическая тема "Домашние животные".Тема "Формирование звуковой культуры речи"...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»

Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»...

Статья на тему:«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования»

СодержаниеВведение......................................................................................................................3Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы...