мастер класс "сказка как источник развития речи по ТРИЗ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мастер - класс

Тема: «Новая сказка».

(развитие творческого мышления на занятиях по развитию речи на основе технологии ТРИЗ)

1. Характеристика состава педагогов-участников мастер-класса.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается мастер-класс «ТРИЗ». Тема мастер-класса: «Новая сказка».

(развитие творческого мышления на занятиях по развитию речи на основе технологии ТРИЗ). Прежде, чем провести сегодняшнее мероприятие, позвольте познакомить Вас с характеристикой участников мастер-класса. Данный педагогический состав представлен в количестве 12 человек из детского сада «Белочка». Все имеют различный опыт работы, разные подходы к воспитанию и развитию детей.

2. Краткий рассказ о предстоящем мероприятии.

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

3. Обоснование мастер-класса.

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.

4. Аффермация «Сундучок пожеланий»

5. Проведение мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klas.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Тема: «Новая сказка».

(развитие творческого мышления на занятиях по развитию речи на основе технологии ТРИЗ)

1. Характеристика состава педагогов-участников мастер-класса.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается мастер-класс «ТРИЗ». Тема мастер-класса: «Новая сказка».

(развитие творческого мышления на занятиях по развитию речи на основе технологии ТРИЗ). Прежде, чем провести сегодняшнее мероприятие, позвольте познакомить Вас с характеристикой участников мастер-класса. Данный педагогический состав представлен в количестве 12 человек из детского сада «Белочка». Все имеют различный опыт работы, разные подходы к воспитанию и развитию детей.

2. Краткий рассказ о предстоящем мероприятии.

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

3. Обоснование мастер-класса.

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.

4. Аффермация «Сундучок пожеланий»

5. Проведение мастер-класса.

Уважаемые коллеги! 

Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Каждый из вас высказал свое предположение но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

И вот вам первое задание:

В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.

Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) , созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Данную работу я провожу поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия .

На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках. Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1.Игра «Давай поменяемся»

 Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться  клубком.

2. Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

3Игра «Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Вертолина» 

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Технологию ТРИЗ можно использовать в любом разделе.

Подробно остановлюсь на использовании ТРИЗ на занятии по развитию речи.

Сказка способствует развитию ребёнка в трёх направлениях:

- речь

- мышление

- эмоции.

Моделирование сказочного сюжета

Символизация (анализ сказки и её воспроизведение по опорным карточкам, можно придумывать новые сказки, добавляя героев, изменяя место действия)

Новое свойство (персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые неприсущие ему качества «железный котёнок», «стеклянный человек», «соломенный колобок»).

Свойство наоборот (герои сказок приобретает прямо противоположное свойство (волк из «Красной шапочки» стал маленьким).

Задом наперёд попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца.

Из моей жизни сочини сказку о себе (если взрослые и дети меняются обязанностями)

Введение в сказку нового объекта («колобок и воздушный шарик»)

Рассказик обманщик (рассказик намеренно изменяет сказку, слушатель исправляет)

Ролевые диалоги (ролевые ситуации реализуются по телефону, по почте,…)

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, не приземлённо. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни. Итак я предлагаю вместе попробовать изменить знакомую сказку.

Сказка с элементами ТРИЗ «Новая Красная Шапочка»

У нас сегодня гость, отгадайте, кто это? Слушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её.

Да, это Красная Шапочка. ( Детям показываем куклу в красной шапочке)

А почему её так назвали?

Что ей могла бы подарить бабушка?

(Что из головных уборов могла бы подарить бабушка?)

И как её бы звали тогда? – Голубой Беретик, Меховая Шапка,…

Расскажем сказку:

«Как-то раз испекла мама пирожок и сказал дочке:

- Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей …»

Что же понесла Красная Шапочка бабушке?

(пирожок и горшочек масла)

Пирожки —какие? Вкусные—конфеты—шоколадные—зайцы—дикие—медведи—большие—уши—слоны—африканские—звери—пушистые—хвосты—длинные—носы—почувствовали—запах—сладкий ———пирожки

Масло — подсолнечное —кукуруза—поле—трактор—земля—семечки—цветок—корова —-масло

«Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню».

А если бы бабушка жила не в деревне, а в другом городе? Как она смогла бы дойти до него?

Ведь это так далеко?

На чем бы она могла доехать?

- на поезде;

- на лошади;

- на самолёте;

- на электричке;

- на машине;

- на собаках,

- на вертолёте;…

5. Но Красная Шапочка пошла лесом.

Физкультурная минутка: «Здравствуй, лес!»

6. Что же Красная Шапочка могла в лесу увидеть?

— птичек;

— грибы;

— орехи;

— цветы;

— деревья;

— зверей; …

7«…Идёт она лесом, а навстречу ей – серый волк».

Волк, он (какой?) – серый, зубастый, злой, лохматый, голодный, хищный,…

8. Да, да, он был голодный этот волк.

Играем в игру: «Светофор»:

Лес – надсистема

ВОЛК - система

Лапы (чьи?) волчьи - подсистема

Хвост (чей?) волчий

Морда (чья?) волчья

Туловище (чьё?) волчье

9. Как вы думаете, о чем подумала Красная Шапочка, когда увидела волка?

Кто, из девочек хочет быть Красной Шапочкой?

О чем подумала Красная Шапочка? – Ой, какой страшный волк.

А кто из мальчиков хочет стать волком?

О чем думал волк? – Какая вкусная девочка….

10. «Сказал Волк и побежал что было духу по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой ….»

А почему волк побежал по короткой дороге?

Что может быть коротким?

- рассказ;

- фильм;

- хвост;

- карандаш;

-юбка;

- короткий день,…

11. Если бы волк побежал по длинной дороге, что случилось бы?

Красная Шапочка пришла бы быстрее к бабушке.

«Тук, тук!

- Кто там? – спрашивает бабушка.

- Это я, внучка Красная Шапочка, — отвечает Волк тоненьким голоском. – Я пришла к вам в гости, принесла пирожок и горшочек масла».

- Нет, Красная Шапочка у меня дома. Уходи отсюда, мы тебе не откроем дверь».

И волк злой и голодный ушел бы домой!

- Чья сказка Вам понравилась больше наша или Шарля Перро?

Почему?

Это хорошо или плохо, что волк остался живым?

12. Давайте попробуем нарисовать Волка, Красную Шапочку, Бабушку треугольниками.

13. Итоги занятия:

1) оценка работы:

2) Какую сказку мы сегодня повторяли?

Задание на 2 подгруппы :

- придумать «Новую сказку» с помощью моделирования сказки. Опрос по «Цепочке»

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы   провели в весенним лесу вокруг все деревья в листьях в цветах, а одно осталось нераспустившемся давайте его преобразим вместе, если вам понравился мастер – класс и вы будете применять ТРИЗ в своей работе то приклейте цветочки, а если вам что то не понятно или технология не интересной, то листочки.

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса.

Подведение что такое ТРИЗ (на стикерах )

А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.

6. Анализ проведенного мероприятия воспитателем.

В своем анализе мне хотелось бы остановиться на том, что задачи, поставленные мною достигнуты. Я думаю, что мне удалось заинтересовать педагогов в применении технологии ТРИЗ, так как они активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению личностей педагогов, активизации их творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ на занятии по развитию речи я приготовила буклеты и памятки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей в детском саду

Какие требования предъявляются к речи воспитателя?...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей

Для   воспитателя   детского   сада   владение  образцовой   речью   —   этопоказатель   его   профессиональной   подготовленности. ...

Мастер-класс для педагогов "Методы развития речи детей: ТРИЗ, Синквейн, интеллектуальные карты"

Уважаемые коллеги,  вашему вниманию представляется материал моего мастер-класса  для педагогов по развитию детей. В нем раскрыто применение таких методов развитияречи как ТРИЗ, "Синквей...