Статья на тему: «Обогащение лексико-грамматического строя речи детей 5 - 7 лет с опорой на алгоритмы посредством лего-конструирования»
статья по развитию речи (старшая группа)

Баранова Мария Сергеевна

Уважаемые коллеги разрешите представить вам статью из своего опыта по обогащению лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с опорой на алгоритмы посредством лего-конструирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_baranova_m.s.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обогащение лексико-грамматического строя речи детей 5 – 7 лет с порой на алгоритмы посредством лего-конструирования»

                 Воспитатель: Баранова М.С.

МАДОУ № 120 «Сказочный»

Освоение детьми грамматического строя языка имеет большое значение для полноценного речевого и общего психического развития детей дошкольного возраста, так как язык и речь – это основное средство проявление важнейших психических процессов: памяти, восприятия, эмоций и играет ведущую роль в развитии мышления и речевого общения, в планировании своей деятельности, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Овладение лексико-грамматическим строем речи осуществляется во всех образовательных областях и проходит через все виды детской деятельности.

Факторы речевого развития детей многообразны и соответственно вариативны педагогические условия, формы и средства педагогического воздействия. Важным условием формирования личности детей 5 – 7 лет является создание условий для полноценной самостоятельной деятельности, а также возможность выбора начиная от задумки и заканчивая выбором средств достижения поставленных целей.

Одним из методов, который целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является алгоритм.

Алгоритмом называется точное предписание о том, какие действия и в какой последовательности ребенок должен выполнить, чтобы достичь результата. В методической литературе в настоящее время множество алгоритмов позволяющих педагогу так обеспечить игровое и образовательное пространство, чтобы старшие дошкольники могли самостоятельно организовывать свою деятельность.
Для того чтобы алгоритмы были эффективны в работе воспитателя, необходимо соблюдать ряд правил: должен содержать доступную информацию, содержать простые для восприятия символы и предметы, предварительно должны проговариваться педагогом.

Алгоритм – это возможность всестороннего развития детей 5 – 7 лет, возможность практических действий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет новые требования не только к самим педагогам и организации развивающей предметно-пространственной среды, но и поиску и внедрению новых форм, методов и приемов в образовательный процесс детей.

Чтобы помочь дошкольникам в решении разных ситуаций, педагог – сам должен обучится современным  методам и технологиям, используя это в процессе работы.

К одному из таких методов относится - совместная деятельность – LEGO конструирование

Конструктор LEGO в переводе обозначает «умная игра», которая дает большие возможности для развития творчества, внимания, памяти, мышления, лексико-грамматического строя речи, любознательности, интереса, мотивации детей, умение систематизировать и классифицировать, воплощать новые задумки, преобразовывать постройки и предвидеть результаты своих действий.

Конструирование бывает индивидуальным, парным и групповым

Включат в себя три основных вида:

  1. Конструирование по образцу, связано с воспроизведением уже готовой конструкции по схеме, рисунку
  2. Конструирование по условию, как правило, обрамляется игровой или речевой ситуацией и предполагает создание знакомых детям конструкций с учетом игровых требований (ширина, размер, высота), например чтобы в дверь теремка проходил заяц, а по мосту козочка смогла пройти
  3. Конструирование по замыслу. Оно предполагает наличие у ребенка представлений о создаваемой постройке.

В ходе нашего наблюдения было отмечено, что дети отдают предпочтение конструктивной деятельности, так как существует большое разнообразие конструкторов.

Поэтому мы в своей работе по обогащению лексико-грамматического строя речи используем конструктор LEGO c опорой на алгоритмы, так как они очень тесно связанны, как единое целое в самостоятельной, совместной и образовательной деятельности.

Алгоритмические игры, открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей. Рассмотрим важные этапы реализации в практической деятельности педагога.

Этапы реализации алгоритмов в практической деятельности:

  1. Воспитатель разрабатывает алгоритм
  2. Знакомит детей с его содержанием, использует в совместной деятельности
  3. Дети неоднократно используют алгоритм в самостоятельной деятельности, усваивая их

8.

Приведём небольшую подборку игр для детей. 

Вы все прекрасно знаете в младшем дошкольном возрасте дети учатся производить простейший анализ созданных построек, различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, рассказывать о них используя алгоритмы.

Вашему вниманию представлено несколько игр с использованием алгоритмов

Например: ирга для детей младшего дошкольного возраста «Стоит в поле теремок»

Целью которой является формирование умения собирать модель домика, использовать алгоритм для описания постройки и упражнять в назывании частей  конструктора, развивать внимание, память.

Ход: Педагог предлагает проблемную ситуацию построить теремок. После того как теремок построен воспитатель предлагает детям алгоритм «Опиши постройку». В ходе знакомства с алгоритмом воспитатель вместе с детьми проговаривает описательный рассказ, в котором закрепляет названия деталей. В конце подводя итог, проговаривают алгоритм еще раз и обыгрывают сюжет используя животных из настольного театра.

Рассмотрим игру для детей старшего дошкольного возраста «Собери рассказ».

Ребятам предлагаются алгоритмы для коллективного составления рассказа или сказки.

Они по желанию выбирают какую часть рассказа или сказки они будут строить и придумывать. После того как постройки готовы, придумывают сюжет. Тему   рассказа или сказки ребята могут придумать свою или взять предложенную педагогом.

Так же здесь можно предложить составить рассказ или сказку по постройке друга.

Здесь дети могут реализовать собственные замыслы, где пересказ рассказа или сказки не по сюжетной картинке, а по объёмной постройке из лего, помогает лучше усвоить данный материал, более грамотно и проще выразить это в своей речи.

Игровое упражнение с использованием алгоритма «Составь предложение»

Данное упражнение помогает легче ребёнку ознакомится со структурой предложения.

Предлагается ребёнку алгоритм, в котором указано сколько слов должно быть в предложении. Глядя на постройку свою или предложенную другим ребёнком составить предложение.

Используя алгоритмы в работе с дошкольниками, мы развиваем разговорную речь, обогащаем словарь детей, формируем навыки описательного рассказывания, развиваем познавательный интерес, Развитию мелкой моторики пальцев рук.

Игровая форма выполнения дидактических заданий с использованием деталей LEGO и алгоритмов, избавляет детей от излишнего дидактизма и переутомления.

Обогащение лексико-грамматического строя речи старших дошкольников процесс важный, позволяющий осваивать ряд категорий словообразования, предложений, сочетания прилагательных, глаголов, существительных, предлогов. Используя в работе наглядные опоры – алгоритмы, в конструктивной деятельности (LEGO конструирование), детям 5 – 7 лет дается возможность много раз упражняться в повторении нужных словоформ. Дети не устанут  благодаря эмоциональности, новизне, заинтересованности и игровой форме.

Конструктор LEGO помогает детям развивать фантазию, сосредотачиваться, доводить дело до конца, не бояться экспериментировать и создавать свой мир, воплощать свои ситуации, а так же почувствовать себя неотъемлемой частью коллектива, а с другой стороны быть лидером в созданной ситуации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством лего - конструирования»

"Развитие у детей дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством лего-конструирования"...

Статья на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »

Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, макси...

Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, м...

Статья на тему:«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ».

Использование музыкального воспитания детей в системе арт-терапии вызвано ухудшением здоровья подрастающего поколения....

Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".

Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....

Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе

Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе...

Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»

Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста...