Картотеки игр.
картотека по развитию речи

Педюра Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого слуха

Угадай, чей голосок

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры. Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остаётся в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

Улиточка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Угадай, кто это

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза, а затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, он становится в круг; то, кого узнали, будет водящим.

Лягушка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Улавливай шёпот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

Горшочек

Цель. Развитие речевого слуха и координации движений рук. Закрепление представлений «горячий – холодный».

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч (горшочек). Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.

Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одной ноге или обоих коленях (по усмотрению водящего).

Кто внимательный?

Цель. Развитие речевого слуха и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.

Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличиваетс от 3-4 до 5-6 м. Выявляются победители.

Принеси игрушки

Цель. Развитие речевого слуха, ориентации в пространстве и количественных представлений.

Оборудование. Мелкие игрушки.

Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.

Слушай и выполняй

Цель. Развитие речевого слуха, понимания словесных инструкций и фразовой речи.

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).

Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в группу, открой там шкаф», «Коля, подойди к столу, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

Хлопки

Цель. Развитие речевого слуха и количественных представлений.

Описание игры. Дети сидят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти и, как только он произнесёт число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться» : при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом, пока не отыграются.

Лото

Цель. Развитие речевого слуха. Упражнение в правильном соотнесении слова с изображением предмета.

Оборудование. Любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2-3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня …» - называет предмет.

В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.

Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.

Кто летит (бежит, идет, прыгает)?

Цель. Развитие речевого слуха. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.

В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.

Запомни слова

Цель. Развитие речевого слуха и памяти. Накопление словаря.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.



Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр на развитие слухового внимания

ИГРА «УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

2. ИГРА «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

3. ИГРА «УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.

Краткое описание:

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

 

4. ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАЮТ»

Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание:

Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

5. «ГДЕ НУЖНЫЙ ЗВУК?»

Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах

Оборудование. Предметные картинки

Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук .

 

6. «КЛУБОЧКИ – МОТОЧКИ»

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук

Оборудование. Клубочек

Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

 

7. «ЛОВИ ЗВУК»

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

 

8. «ЛОВИ СЛОВО»

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

 

9. «КАКОЙ ЗВУК ЧАЩЕ ВСЕГО СЛЫШИМ?»

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Примерный материал. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. Кот копеек накопил, Кошке козочку купил.

 

10. «КТО-КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?»

Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

11. «ДВА ПРИХЛОПА- ТРИ ПРИТОПА»

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков

Ход игры. Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

12. «ПОПУГАЙЧИКИ»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование. Игрушка Попугай

Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

 

13. «НАЙДИ ЗВУК»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.

Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который «убежал». Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

14. «СЛОГ СБЕЖАЛ»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.

Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием «слог». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который «сбежал».

 

15. «ЦВЕТНЫЕ ФИШКИ»

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий «звук», «гласный», «согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный».

Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.

Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

 

16. «ПОДУШЕЧКА И КИРПИЧ»

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий «звук», «согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный».

Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.

Ход игры. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».

 

17. «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ»

Цель. Формировать навык звукового синтеза.

Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.

Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

 

18. «СКОЛЬКО ЗВУКОВ»

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Пуговицы или пробки

Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок...



Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого дыхания




Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). 
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.


Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.


Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. 
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова


Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру "Дед или баба?":
- Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!


Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Песня ветра
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра". 
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче. 
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей
Летите, птички!
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. 
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.


Весёлые шарики
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
Воздушный шарик
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар. 
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).


Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.


Уточки
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
- Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.


Бульки
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Расти, пена! 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.
Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.


День рождения
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
 зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.
Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.
-У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.


Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.


Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном. 
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.


Свистульки
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. 
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Милиционер
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: свистки. 
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
- Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Подуй в дудочку!
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.


Музыкальный пузырёк
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см). 
Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.
- Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.


Надуй игрушку!
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.
Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
- Посмотрите, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!
Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.
Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.
На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.


Бумажный флажок
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см). 
Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
- Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру!
Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...