Проект: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»
проект по развитию речи (младшая группа)

Матвеева Лариса Анатольевна

Проект по сенсорному развитию предназначен для детей раннего возраста.Сенсорное развитие ребёнка –это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Авторы проекта: воспитатель первой младшей группы Матвеева Л.А.

Паспорт проекта:

Проект по сенсорному развитию предназначен для детей раннего возраста

Тип проекта – познавательно - игровой

По числу участников – групповой

По времени проведения – долгосрочный (ноябрь - май)

         Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребёнка –это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многогранные будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Игра доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает детей знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Среди различных детских игр особое место занимают дидактические познавательные игры. Они расширяют ребёнку его кругозор, развивают находчивость, смекалку, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье.

Наблюдение за детьми в нашей группе показало недостаточный уровень сенсорного развития. В результате возникла необходимость в разработке и реализации проекта. Дидактическая игра наиболее подходящие средство сенсорного развития ребёнка.

Цель проекта: развитие сенсорных способностей у детей средствами дидактической игры.

Задачи проекта:

1. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование пособия «Ловись, рыбка, большая и маленькая» для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.

2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Развивать активную речь; обогащать словарный запас детей.

4. Учить сопоставлению предметов, по внешним признакам (размеру, цвету).

5.Развить координацию движений рук; мелкую моторику рук; волевые качества личности (терпение, усидчивость, настойчивость);

6. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.

7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста. 

Предполагаемые результаты:

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину предметов при выполнении ряда практических действий.

2. Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам.

3. Сопоставляют предметы по внешним признакам, устанавливают сходство и различие между ними. 

4. Называют некоторых морских обитателей.

Этапы реализации проекта:

1.Диагностический:

. изучение психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.;

. наблюдение с целью определения уровня сенсорного развития детей;

. проведение анкетирования родителей.

2. Организационный

- изготовление атрибутов к дидактической игре;

- подбор познавательных игр к данному пособию;

. консультации для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего возраста»; «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка» и др.

. индивидуальные беседы с родителями

3. Обобщающий

- оформление пособия «Дидактическая игра – «Ловись рыбка, большая и маленькая»;

- создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию.

Картотека дидактических игр:

Дидактическая игра: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Цель: познакомить детей с рыбками разных размеров (большие-маленькие); понятиями много – мало.

Задачи: формировать разнообразные формы общения (повторение за воспитателем, ответы на вопросы). Развивать активную речь; моторику и координацию движений рук.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята смотрите в море плавают большие и маленькие рыбки. Сначала мы поймаем больших рыбок.

(Воспитатель просит по одному ребенку удочкой словить рыбу).

Воспитатель: (спрашивает у ребенка) Ты поймал одну рыбку?

Ребенок: Да, я поймал одну рыбку.

Воспитатель: (спрашивает у ребенка) Ты поймал большую рыбку?

Ребенок: Да, я поймал большую рыбку.

(И так воспитатель спрашивает у каждого ребенка.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много рыб мы поймали.

Воспитатель спрашивает у ребенка: Мы поймали много рыбы.

Ребенок: Да, мы поймали много рыбы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в море остались плавать маленькие рыбки.

Воспитатель: Правильно маленькие. (воспитатель интонационно выделяет слова «большой» и «маленький», поощряет малышей произносить эти слова, повторять)

Воспитатель: А теперь давайте поймаем маленьких рыбок

Воспитатель: (спрашивает у ребенка) Ты поймал одну рыбку?

Ребенок: Да, я поймал одну рыбку.

Воспитатель: (спрашивает у ребенка) Ты поймал маленькую рыбку?

Ребенок: Да, я поймал маленькую рыбку.

(И так воспитатель спрашивает у каждого ребенка.)

Воспитатель: В море остались плавать большие рыбки?

Дети: Да, большие рыбки.

Воспитатель: Вот как много рыбок мы с вами поймали! Молодцы, ребята!

Дать задание ребенку: поймай большую (маленькую) рыбку.
Спросить: «Какого размера рыбку поймал, большую или маленькую?».

Ребенок: Я поймал большую (маленькую) рыбку.

Дидактическая игра: «Какого цвета рыбка?»

Цельпознакомить детей с называниями основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

 Задачи:

- развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

- развить координацию движений рук;

- развить волевые качества личности (терпение, усидчивость, настойчивость);

- учить группировать предметы по цвету;

- развивать зрительное восприятие и внимание;

- развивать навык соотносить предметы по цвету;

- развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и удочкой поймать рыбку.

Чтобы привлечь внимание ребенка используется художественное слово:

Стихотворение:

***

В аквариуме рыбки

Туда-сюда снуют,

В аквариуме рыбки

Нам песенки поют.

Но песенок не слышно,

Известно это всем,

Что рыбки безголосые

Совсем, совсем, совсем.

***

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать

(Воспитатель берет удочку и ловит желтую рыбку. А затем просит ребенка поймать желтую рыбку.)

Воспитатель спрашивает ребенка: Ты поймал желтую рыбку?

Ребенок: Да я поймал желтую рыбку.

Затем воспитатель ловит красную (синюю, зеленую) рыбку и просит поймать ребенка рыбку такого же цвета.

Воспитатель спрашивает ребенка: Ты поймал красную (синюю, зеленую) рыбку?

Ребенок: Да я поймал красную (синюю, зеленую).

Воспитатель просит поймать рыбок только желтого цвета (зеленого, красного, синего)

Воспитатель спрашивает ребенка: Ты поймал рыбок какого цвета?

Одному ребенку ловить только желтые рыбки, а в другом только красные.

Дидактическая игра: «Найди пару»

Цель: учить сопоставлению предметов, по внешним признакам.

Задачи: - упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

-формировать понимание, что означают термины «одинаковые» и «разные»; 

-развивать зрительное восприятие и внимание;

- улучшают моторику пальцев.

Ход игры:

I. Воспитатель берет удочку и ловит рыбу. Просит одного из детей словить такую же рыбу.

Воспитатель объясняет, что у них рыбы одинаковые: большие (маленькие), красные (синие, зеленые, желтые).

Если ребенок словил не похожую рыбу. То воспитатель объясняет, что рыбы разные. Просит найти одинаковую рыбку.

II Одну часть набора рыбок воспитатель оставляет у себя, вторую с аналогичными рыбами оставляет в море. Берет рыбу так, чтобы она была скрыта от детских взглядов, описывает ее. Дети должны понять по описанию, о какой рыбе идет речь. Один ребенок ловит ее удочкой. Если пара подобрана правильно, воспитатель показывает свою рыбу. Если рыба подобрана неправильно просит другого ребенка найти рыбу по описанию. Затем уточняет с детьми, что рыбы одинаковые.

Дидактическая игра: «Морские обитатели»

Цель: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи. - познакомить с разнообразием подводного мира;

- развивать воображение, мышление;

- обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня мы едем в гости. Царь морей и океанов Нептун приглашает нас в свое подводное царство. Хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель: Вот наш корабль, на котором мы поплывем в подводное царство Нептуна.

Воспитатель: Что мы видим?

- Самое большое животное, хоть и живет в воде. Это кит.

- Это самое умное морское животное. Дельфины на редкость дружелюбны.

- Похожа на цветок - морская звезда

-Черепахи – тело этих животных заключено в костный панцирь - говорят, что «носят свой домик на себе».

-Взрослые медузы имеют форму открытого зонтика или колокола.

-Осьминог -  у которого восемь ног.

- Акула - большая, быстрая и зубастая рыба. Зубы у них –  острые, как пила. 

Используемая литература:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Методическое пособие для педагогов и родителей. -М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» «Мозаика» - Синтез 2014 г.

 3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

6. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб.: Заневская площадь, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"...

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Ловись рыбка большая и маленькая».

Эмоциональный характер дидактических занятий детей раннего возраста диктуется особенностью их  возрастного развития – непроизвольностью внимания: ребёнок способен сосредоточиться толь...

Ловись, рыбка, большая да маленькая!

Программное содержание.Учить детей пользоваться для вылавливания игрушек из воды предметами – орудиями: черпаком.Фиксировать внимание на величине, различать и понимать словесное обозначение пара...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста Тема: «Ловись, рыбка, большая и маленькая» с использованием игровой технологии

Воспитатель на глазах у детей наливает тёплую водичку в тазик, обращает внимание детей на то. Как течёт водичка, набирает её ещё раз в стаканчик и выливает обратно в таз. Предлагает малышам потрогать ...

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста «Ловись рыбка большая и маленькая»

Конспект предназначен для работы с детьми раннего возраста (  2- 3 года) по развитию речи. Тема НОД «Ловись рыбка большая и маленькая». Материал будет полезен для педагогов работающих...

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста "Ловись рыбка большая и маленькая"

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста "Ловись рыбка большая и маленькая"...

Математическая дидактическая игра "Ловись рыбка большая и маленькая"

Математическая игра закрепляет навыки прямого счета в пределах десяти, учит различать положение предметов в пространстве, закрепляет умение сравнивать предметы по величине, развивает глазомер при выбо...