Викторины
методическая разработка по развитию речи

Долбиева Татьяна Юрьевна

Образовательная область "Развитие речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе

Цель: создать условия для развития речи старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

  • Активировать словарный запас прилагательных;
  • Развивать звукопроизношение звука «ш» и фантазию;
  • Обогащать словарь существительных; развивать воображение и движение;
  • Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ;
  • Составить объяснение (цепочку–рассказ)
  • Закрепить навык ориентировки в пространстве «справа–слева».

Развивающие:

  • Развивать сообразительность, находчивость и память детей.
  • Воспитывать умение слушать и слышать товарища, умение работать в команде сообща, вежливое отношение друг к другу.

Использованное оборудование и материалы: эмблемы для команд двух разных видов, сувениры победителям.

Ход мероприятия

Дети входят в зал, становятся вокруг воспитателя. Приветствуем наших гостей.

Воспитатель: Ребята, как называется наша с вами любимая игра? Знатоки.

Я приглашаю вас принять участие в игре-викторине «Знатоки». А кто это такие? Кого так называют? (ответы детей). Такими вы себя и должны сегодня проявить. Нам нужно разделиться на команды.

На ковре разложены эмблемы двух видов по количеству детей.

Под веселую музыку все двигаются произвольно. Когда музыка заканчивается, каждый поднимает эмблему ( тем самым дети произвольно делятся на две команды).

Воспитатель: Встаньте все ко мне лицом (чтобы дети стояли все в одном направлении).

  • У кого изображена на эмблеме сова – встают справа. Ваша команда называется «Умники».
  • У кого изображена на эмблеме шапка бакалавра (книги) – встают слева.

Ваша команда называется «Знайки».

Воспитатель: Если мы с вами выполним все задания, то узнаем, что же помогает нам стать умным. А теперь закройте глазки. И произнесите считалку Незнайки (переодеваюсь ) Я (Ольга Юрьевна Умнова) приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну знаний. Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение. (команды встали в круг)

Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.

И начнем с проговаривания чистоговорок (стоя в кругу)

  • Ра-ра-ра- начинается... игра
  • Лы-лы-лы-забиваем мы ...голы
  • Жа-жа-жа- есть иголки у ...ежа
  • Са-са-са-под кустом сидит ...лиса
  • На-на-на -на дворе сейчас ...весна
  • Ша-ша-ша-мама моет ...малыша
  • Ар-ар-ар-кипит наш ...самовар
  • Усь-усь-усь-на лугу пасется ...гусь
  • Та-та-та- у нас в доме ....чистота.

Воспитатель: А теперь скороговорка для каждой команды. Для команды «Знайки» - Аштардарми (Аштардарми, пики-пики-дарми. У-у- ри-та-та, аш-тар-да), для команды «Умники» - (чики чики чики, соленые огурчики...)

Кто еще знает скороговорки ... (ответы детей)

Воспитатель: Не боитесь трудных заданий? (Ответы детей).

Правильно, ведь работая дружно в команде, надо проявить взаимовыручку и взаимопомощь, и тогда вы справитесь с любым заданием!

Каждой команде нужно выбрать капитана. Пообщайтесь и сообщите. (30 сек)

Воспитатель: Команды займите свои места за столом. Прежде чем сесть, прохлопайте свое имя по слогам.

Ведущий: вначале “Разминка”.

Разминка”

  1. С какого дня начинается неделя?
  2. Какое слово короче “ручка” или “карандаш”?
  3. Какое животное тянет плуг, воз и сани?
  4. Воду можно разлить, а горох?
  5. Что за животное: дикое, четвероногое, травоядное, длинношее?
  6. У волчицы волчонок, у собаки ?
  7. Какой день недели наступает за средой?
  8. Как называется сок из сливы?
  9. Как называется варенье из вишни?
  10. Назовите имя злого, могущественного персонажа в русских сказках.
  11. Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?
  12. Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
  13. Как звали трех поросят?
  14. Почему сорока белобока не дала каши одному птенцов?
  15. Имя девушки, которую фея нарядила как принцессу и помогла попасть на бал?
  16. Вредная старуха с крысой?
  17. Как называется сумка школьника?
  18. Как называется занятие в школе?
  19. Без языка, без голоса, а все расскажет. Что это?
  20. Как называется маленькая модель нашей земли?
  21. Как называется профессия человека, который выдает книги для чтения?
  22. В детском саду занятие проводит воспитатель, а в школе урок проводит…?

А Ульяна и ... загадают вам свои загадки. По описанию иллюстрации нужно отгадать сказку. (загадки по иллюстрациям)

Воспитатель даёт команду гонг.

Первый раунд (подойдите в магазин)

1. Игра «Аукцион»

Цель: активировать словарный запас прилагательных.

Воспитатель: Первое задание - игра «Аукцион» требует от участников внимания и знание слов Я продаю – вы покупаете. Я продаю вещи и предметы не за деньги, а за ответы. Вы должны назвать свойства и качества того предмета, который я вам представлю.

Вам нужно описать предмет, его возможности и использование. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. Говорит каждый участник команды по очереди. За выкрикивание и шум судьи снижают баллы.

Внесите «Черный ящик»! Звучит музыка.

Я продаю предметы. (например: мобильный телефон, шарф, цветная бумага, машина, ложка, ноутбук). А теперь достаньте свои ноутбуки и напишите сообщение кому вы хотите.

(открываем первую букву «К»)

Второй раунд

Звучит гонг

Воспитатель: Задание «Антилогическое лото» требует от участников чёткого произношения звука «ш», фантазии, умения придумывать небылицы.

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры: Звучит музыка.

Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.

Капитаны вскрывают конверт, достают картинки.

Внимание! Задание!

Вам нужно глядя на картинки придумать о них небылицу. Рассказ будет групповой. Один начинает, другой продолжает. Ответив на вопрос: Зачем один предмет нужен другому?

Дети между собой совещаются и придумывают ответ, например: зачем шарику шапка и т.д. Песочные часы показывает время и капитан выбирает участника, который будет отвечать. Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко.

Ребята, перед вами следующее задание. Вам надо закончить предложение. Хорошо думаем и отвечаем.

(открываем вторую букву «Н»)

А сейчас музыкальная пауза, домашнее задание. Маргарита Лебедева (стих) по мнемотаблице. Дима Лопатин (сказка про скрипку)

Воспитатель: а теперь давайте немного поиграем. (сели на ковер) мне поможет Вика Самойлова.

2. Игра на внимание

Вышел с удочкой Сережа (и я тоже)
Стал удить на речке Вожже (и я тоже)
Он сидел и улыбался (и я тоже)
Лещ на удочку попался (и я тоже)

Теперь поиграем в интересную игру, которая называется «Мои друзья".

Воспитатель держит в руках воздушный шар и говорит:

- Я - воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать.

Дети называют объекты и изображают:

- самолёт, птица, ракета, парашют, шмель, облако

Дети садятся за стол.

Третий раунд

Звучит гонг.

3. Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)

Воспитатель: задание. Участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.

Слова для команды «Знайки»

  • Дом (домик, домище)
  • Забор (заборчик, заборище)
  • Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
  • Глаз (глазик, глазище)
  • Пакет ( пакетик, пакетище)
  • Зуб (зубик, зубище)

Слова для команды «Умники»

  • Мороз (морозик, морозище)
  • Комар (комарик, комарище)
  • Сапог (сапожок, сапожище)
  • Сугроб ( сугробик, сугробище)
  • Хвост (хвостик, хвостище)
  • Человек (человечек, человечище)

Открываем букву «И».

Четвёртый раунд

Звучит гонг.

4. Игра «Полиномы фантазии»

Воспитатель: следующая игра называется «Полиномы фантазии» требует от участников знания, умения, фантазии придумывать и составлять слова из букв.

Ход игры: Звучит музыка.

Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.

Капитаны выбирают конверты в которых помещены буквы.

Задание: Составить из букв как можно больше слов. Воспитатель ставит песочные часы. По окончании времени воспитатель подходит к каждой команде и проверяет ответы.

АОРН — рано, нора РАФШ — шарф, фарш

НКИО — кино, кони АИЛС — лиса, сила

ОКТ — кот, ток ОНС - нос, сон

Умницы! Как быстро справились с задание.

Открываем букву «Г»

Давайте, ребята, немножко отдохнем!

Солнце помогает весне, и мир снова расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.

5. Проводится игра “Сравни и назови”, бросая ребенку мяч, начинаю фразу, а ребенок должен его закончить.

  • Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
  • Солнце круглое, как ... (мячик, апельсин, колобок)
  • Солнце ласковое, как ... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
  • Солнце веселое, как ... (песенка, клоун)
  • Солнце теплое, как ... (печка, рукавички, свитер)
  • Солнце яркое, как ... (лампочка, фонарь, звезда
  • Солнце жаркое, как ... (огонь, костер)

Молодцы! Обе команды ответили правильно.

Воспитатель: А сейчас пройдите за столы, нарисуйте и расскажите, что у вас получилось. (Рисунки в технике друдлы)

Ребята, для вас загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)

Открываем букву «А»

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.

Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать  словар...

Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»

Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...

Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...