Занимательные игры по развитию речи дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Гуренко Марина Александровна

 Дошкольный возраст является самым синзетивным (благоприятным, подходящим) периодом для формирования и  расширения словарного запаса. Дети любят играть, придумывать, соревноваться, поэтому эти методы  и приемы целесообразно использовать родителям в работе  по  обогащению словарного запаса ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедические игры15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое  обследование  современных детей в своем большинстве выявляет ограниченный  словарный запас. Часто детям незнакомы слова, которые употребляются для названия окружающих их  предметов  (частей, деталей), обобщающих понятий, различных явлений природы и  событий. Крайне затруднено употребление наречий, подбор антонимов и синонимов, а  употребление даже знакомых слов бывает  ошибочным  или неточным. Все это создает определенные сложности в школьном обучении. Детям сложно отвечать на устные задания и в дальнейшем писать изложение и сочинение. Дошкольный возраст является самым синзетивным (благоприятным, подходящим) периодом для формирования и  расширения словарного запаса. Дети любят играть, придумывать, соревноваться, поэтому эти методы  и приемы целесообразно использовать родителям в работе  по  обогащению словарного запаса ребенка. Необходимо не только знакомить детей с новыми словами, но и научить их элементарному словообразованию. Это поможет существенно обогатить словарный запас ребенка. Предлагаю некоторые речевые игры, которые можно организовать со своими детьми.

«НЕ ЗЕВАЙ, СЛОВО БЫСТРО НАЗЫВАЙ»

Соревнование:  (слова называются по очереди, выигрывает  тот, чье слово последнее. Для  азарта можно использовать жетоны, фишки)

- кто больше назовет  предметов (объектов) находящихся на улице, комнате,   кухне, ванной,  спортивном зале и т. д. 

- слов, обозначающих животных, насекомых, одежды и т. д.

- прилагательных, например, платье (какое?) …………

- глаголов, например, папа (что делает?)……………….

«ПОВАР»

 «Готовим»  кашу, сок, варенье, пирожки, мороженое, пюре, суп и т.д. 

             Взрослый называет существительное и бросает мяч ребенку – он     

             образует прилагательное.

             Взрослый:                   Ребенок:

            картофель, лук, капуста, тыква … -   картофельное пюре, луковый суп

лимон, слива, ананас, персик……  -  лимонный сок, сливовое варенье …. 

масло, молоко, сливки, сахар……  -  масляная, молочная, сливочная (каша или др.)

кефир, молоко, рыба, мясо………. -  …………………………………

овес, гречка, рис, ……………         -

«ЛАПЫ, МОРДЫ  И  ХВОСТЫ ?»

Ребенок рассматривает животных, птиц  и называет, например,

 - это лиса; у лисы лапы лисьи, морда лисья, хвост лисий  и т. д.

«КАКОЙ? КАКАЯ?»

Взрослый называет глагол, бросает мяч – ребенок образует прилагательное.

Взрослый:        Ребенок:

спать                               -                         спящий

мыть                                -                         мытый

помыть               -                                 помытый

идти                       …………..

вставать                       ………….. и т. д.

«НОВЫЕ СЛОВА»

Взрослый произносит приставки ЗА, ВЫ, У, ПОД, ОТ, С, ПЕРЕ -

ребенок добавляет ЛЕТАЕТ/АТЬ (ходит, едет, шить/ет, бежать/ит) и повторяет получившееся слово

Взрослый:                                                     Ребенок:

                   ЗА                                -                   летает   (ЗАЛЕТАЕТ)

                   ВЫ                               -                   летает    (ВЫЛЕТАЕТ) 

          У                                  -        ………. и т. д.

                                                

«СКАЖИ  НАОБОРОТ»                        

Взрослый:        Ребенок:

длинный                              -        короткий

глупый                                 -        …………

красивый                             -                

холодный                             -                         

высокий                               -

широкий                              - 

шумный                           -

легкий                                  -                         

грустный                              -

голодный                             -

густой                                  -

темный                                 -                       

и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи дошкольников". Советы родителям

"Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи дошкольников". Советы родителям...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Занимательная игра по развитию речи "Звуковичок"

Дидактическое пособие для работы с дошкольниками 5-7 лет...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...