Игры с песком как средство развития речи детей раннего возраста
презентация по развитию речи

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
 Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на песочницу — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с песком как средство развития речи детей раннего возраста

Слайд 2

Очень часто мы наблюдаем, как современные маленькие дети непроизвольно "раздвигают" пальчиками пространство, чтобы рассмотреть что-то их заинтересовавшее... Способность малышей ловко управлять с сенсорными экранами это прекрасно, но не стоит забывать, что реальный мир имеет не только размер, но и другие параметры- тактильные: поверхность, звук, вес, температуру... Сегодня дети перестали воспринимать и исследовать мир руками. Сенсорные и иные технологии так тесно вошли в нашу жизнь, что самые юные из нас не чувствуют грани реального и виртуального.

Слайд 3

Познавая мир, ребёнок ощущает всё его разнообразие кончиками пальцев, а на них, как говорил Сухомлинский, находится ум ребенка. Знакомство человека с окружающим миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Без участия речи ребенок не может осознать мир.

Слайд 4

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на песочницу — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Слайд 5

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики стимулирует общее развитие ребенка и положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание исследовать все руками. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать. Развитие же связной речи в свою очередь очень важно для гармоничного развития ребенка. Связная речь – это умение формулировать и грамотно излагать свои мысли, это придает ребенку уверенность в себе и подчеркивает индивидуальность. В последнее время появляется все больше и больше детей с задержкой речевого развития, дети начинают поздно говорить, их речь бедна, однообразна. Почти в каждой группе детского сада есть дети, которым требуется логопедическая помощь. Поэтому педагоги все чаще задумываются над тем, как же найти такой инструмент, который будет одновременно и увлекаться детей, и многогранно развивать?!

Слайд 6

Вы, наверное, часто замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это не случайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях. Для детей игра в песочнице -это любимое занятие, там они сажают первые деревья, строят дома, варят кашу, пекут пирожки и угощают ими друг друга. А ведь именно в песочнице завязываются первые взаимоотношения, именно в песочнице дети с помощью речи учатся договариваться.

Слайд 7

Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека-своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Слайд 8

Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения.

Слайд 9

Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Работая с детьми в рамках песочной терапии, главной задачей (в данном направлении) является не обучить детей работать на песке и каким-то специальным приёмам, а больше связано с получением удовольствия от самого процесса и решения проблем с речью воспитанников.

Слайд 10

Песок — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.

Слайд 11

Игры с песком можно использовать, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых или же на фронтальных. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет: -стабилизировать психоэмоциональное состояние; -совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; -стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; -развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию; -стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; -разнообразить способы сотрудничества

Слайд 12

Игры с песком разнообразны. Обучающие игры- такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятиеразличного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Познавательные игры - дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д. Проективные игры - откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Слайд 13

Как и в любой игре есть правила, так и на занятиях с песком есть определенные условия, которые необходимо выполнять, что дисциплинирует детей, учит их работать в коллективе.

Слайд 14

Начиная работу с песком с детьми младшего возраста, в первую очередь уделяется внимание развитию мелкой моторики рук, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь, поэтому, наряду с традиционными пальчиковыми играми и упражнениями подключаем игры с песком.

Слайд 15

Материалы для песочной терапии Для организации процесса песочной терапии потребуются: Песочница Песок Коллекция миниатюрных фигурок

Слайд 16

Задачи, решаемые в игре с песком: развитие диафрагмального дыхания; развитие фонематических представлений; грамматического строя речи; активизация словаря; развитие связной речи; развитие пространственного гнозиса ; развитие мелкой моторики.

Слайд 17

Картотека дидактических игр и упражнений с песком.

Слайд 18

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

Слайд 19

«Выровняй дорогу» От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. «Секрет» В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Слайд 20

«Ямка» Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке. «Помоги зайцу замести следы» В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

Слайд 21

«Песочный ветерок» Выдувать углубления, ямки, дорожки на поверхности песка. Ребенок дует в коктельную трубочку и рисует на песке из дорожек буквы.

Слайд 22

Развитие фонематических представлений «Дорисуй лучик» Услышав заданный звук, ребенок рисует солнышку лучик (любой звук: речевой, неречевой) «Спрячь ручки» спрятать руки в песок, услышав заданный звук «Выложи узор» Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали

Слайд 23

«Выложи дорожку» Дети кладут камешки, когда услышат заданный звук, слог, слово «Два замка» Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

Слайд 24

Игры на совершенствование грамматического строя речи «Чего не стало?» Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось. «Машинки» Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

Слайд 25

«Подбери слово» Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Слайд 26

Игры для развития связной речи «Мой клад» Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью. «Покажи сказку». Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Слайд 27

Словарная работа. Активизация словаря «Найди предмет» Нахождение предметов/картинок по нужной лексической теме; называние одним словом. Используется техника «археология» - откапывание предметов кисточками, палочками, пальчиками «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. «Слова-родственники» Игра проводится аналогично предыдущей.

Слайд 28

«Два домика » Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки по различным темам. (Наприме, живое-неживое; полезное-вредное, хорошо-плохо) . Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы. Изучаем фигуры, домашних животных, детенышей (выставлены фигурки мам, детеныши спрятаны в песке, найти малыша каждой мамы); фигуры - найти только заданную фигуры, разложить по образцу.

Слайд 29

Развитие мелкой моторики

Слайд 30

«Песочный круг» Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д. «Необыкновенные следы» — «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; — «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; — «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой; — «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Слайд 31

«Рисование при помощи трафарета» На лоток ложится пластиковый трафарет, дети аккуратно посыпают его песком, а когда трафарет убирают, остаётся изображение чего – либо.

Слайд 32

• Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения. • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно. • Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка.. . • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку . •Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. •Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. •Выложить фишками геометрическую фигуру. •Просеять песок через сито, просеять песок через систему воронок и т.д. -Нарисовать на песке фигуру с образца

Слайд 33

Игры на развитие пространственного гнозиса Ориентация на песочном листе «Секретики» Прячем игрушку и даем инструкцию: «Две клетки вверх, три клетки вправо ...» «Найди домик» «Жираф живет в левом верхнем углу и т. д.»

Слайд 34

Песок – дар природы – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга. Закапывание обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психо-эмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук. Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста

В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...

Статья на тему: «Игры с песком как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходим...

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаЛежал песок,Скучал песокСто тысяч лет, наверно.Он был ужасно одинок,И это было скверно.Не в радость были песни гроз,Не в рад...

План по самообразованию на тему: "Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста"

Краткий план по самообразованию на год воспитателя 1 младшей группы по теме: "Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста"...

Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интере...