План по самообразованию на тему: "Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Ботякова Юлия Анатольевна

Краткий план по самообразованию на год воспитателя 1 младшей группы по теме: "Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

Педагога первой младшей группы №7 Ботяковой Ю.А

На 2023-2024 учебный год

 Тема самообразования: «Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста».

Анализ затруднений, постановка проблемы: Задача современного педагога состоит в том, чтобы выполнить одно из главных требований речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. А для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. В последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. Часто компьютер и телевизор заменяют живое общение между родителями и детьми, что ведёт к ограничению речевой практики, в связи с этим задерживается развитие коммуникативных навыков. В совместной игре ребёнку легче начать говорить. В раннем возрасте дети очень любят играть с песком.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такого средства развития речи, как игра с разнообразным  песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов.

Ещё К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».

Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы.    Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка   деятельность. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Песочные игры  замечательно развивают фантазию, творческие способности, мелкую моторику. От того, насколько умеет ребенок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Важно, при игре с песком проговаривать все действия, просить детей повторить слова, обращаться к детям с вопросами.

  В процессе своего самообразования планирую подробно изучить технологию песочных игр с детьми раннего возраста и проанализировать  насколько она эффективна для активизации речи детей раннего возраста.

Цель самообразования: Повышение теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в изучении разнообразных игр с песком, внедрение и применение этих игр  в работе с детьми раннего возраста для активизации их речи.

Задачи самообразования: 

1. Изучить методическую литературу, педагогический опыт по данной теме.

2.Пройти курс повышения квалификации по теме: «Использование методов песочной терапии в образовании: основные стратегии и техники»

3. Изучить  технологию песочных игр с детьми раннего возраста, познакомить детей с разнообразными играми с песком.

4. Разработать  картотеки игр с песком, направленные на развитие речи детей раннего возраста

6. Развивать мышление, воображение, речь, память, мелкую моторику рук у детей с помощью игр с песком

8. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

9. Познакомить родителей с данной темой.

Срок

Повышение теоретического и научно – методического уровня

(изучение литературы по теме,  самообразование с помощью интернет ресурсов,  КПК, …)

Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через  просмотр  открытых мероприятий, посещение семинаров по теме…)

Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками)

Отчетные материалы (Подведение итогов,  оформление результатов)

1.

Сентябрь

Постановка проблемы, формулирование   целей и задач.

Подбор методической литературы для изучения данной темы. Составление плана на год.

Приобретение песка, различных материалов для игр.

Запись на курс повышения квалификации по теме: «Использование методов песочной терапии в образовании: основные стратегии и техники»

Знакомство детей со свойствами песка.

Знакомство с правилами при игре с песком.

Анкетирование родителей по данной теме.

Октябрь

Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, интернет-ресурсы). 

Прослушивание курса по данной теме.

Проведение индивидуальной работы с детьми ,используя песок и мелкие материалы.

Анализ анкет родителей.

Консультация для родителей :«Игры с песком и их роль в активизации речи детей»

Ноябрь

Изучение методической литературы по теме:

1.Н.В.Зеленцова-Пешкова Элементы песочной терапии

2.Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.СПб,2006

3. Сапожникова О.Б. Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников, Сфера 2014


Продолжить знакомство с применением песка в различных видах деятельности у других педагогов.

Продолжить прослушивать курс.

 Составление картотеки игр и упражнений с песком

Папка-передвижка для родителей: «Игры-упражнения с песком в домашних условиях» (стендовая информация)

Декабрь

Продолжение изучения статей по теме.

Изучение опыта других педагогов по данной теме с помощью интернет ресурсов: http://nsportal.ru/

http://logoportal.ru

http://www.maam.ru

.

Просмотр мастер- классов

«Рисование песком»

По возможности приобретение светового планшета для рисования песком.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой песочного рисования, попробовать эту технику в индивидуальных занятиях с детьми.

Индивидуальные консультации для родителей по данной теме.

Привлечь родителей к участию в подборе мелкого материала для игр с песком.

Январь

Продолжение изучения опыта других педагогов по данной теме с помощью интернет  ресурсов.

Просмотр  открытых мероприятий по данной теме.

Продолжаем рисовать с детьми на песке.

Предложить родителям дома порисовать с детьми с помощью  пальчиков ,палочек на песке.

Февраль

Знакомство с кинетическим песком и работа с ним.

Просмотр различных публикаций по данной теме.

Игры с детьми, используя кинетический песок.

Составление картотеки игр с использованием кинетического песка.

Подборка для родителей.

Март

Закупка разнообразных  видов песка для детей. Пополняем среду новыми играми.

Просмотр вебинаров по данной теме, поиск онлайн- семинаров.

Аппликации с помощью цветного песка.

Продолжение работы по составлению картотеки.

Выставка работ.

Апрель

Публикация на  nsportal  по обобщению опыта.

 Подбор сказочных сюжетов для работы с детьми на песке.

Индивидуальные занятия с детьми, используя песок и мелкие игрушки.

 «Как игры с песком повлияли на речь детей» Консультация для родителей

Май

Публикация на  nsportal    по обобщению опыта.

     

Анализ собственной деятельности за год.

   Фотоотчёт занятий с детьми за год в форме презентации.  

Отчёт по теме самообразования за год.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...

Игры с песком как средство развития речи детей раннего возраста

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно о...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использ...