Дидактические игры по развитию речи
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

Шарипова Анастасия Павловна

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_r.r.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

1. «Что бывает осенью?» 

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 2. «Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

3.«Осенние листья» (лото)

               Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 5. «Загадки Зайца» 

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

                  6. «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 7. «Какой овощ пропустили?» 

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 8. "Поваренок"

 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

9. Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 10. Чудесный мешочек» (вар. 2}

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок

              Дидактические игры по   формированию  лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 11. Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

            Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

12.«Магазин «Фрукты» 

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.

Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

14.Разрезанные картинки

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша" (вертикальный разрез), разрезанные на две части.

Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку

Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

13.«Назови ласково» (вариант 2) 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко»

Игры и упражнения  для ознакомления дошкольников

с языковыми явлениями

Ознакомление с синонимами

1. Зябнет, стынет, мерзнет

Цель игры: учить детей выделять из текста слова - синонимы, упражнять в подборе синонимов.

- Велик и богат русский язык. Когда мы общаемся друг с другом, то употребляем очень много разных слов. В нашем языке есть разные по звучанию слова, но они могут обозначать одни и те же предметы. Например:

труд - работа - дело; старый - ветхий - древний - дряхлый; строить -сооружать - возводить; стеречь - охранять - караулить - сторожить.

Такие слова, которые обозначают одни и те же предметы, действия, признаки предмета, принято называть синонимами.

А сейчас послушайте стихотворение и определите синонимы, напоминаю, что это слова, одинаковые по значению.

Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мерзнет в жару.

- Дети, почему мы с вами не выбрали слово «дрожит»? (оно обозначает другое действие). А теперь давайте подберем синонимы  к этому слову (колышется, колеблется).

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

17  "Разрезные картинки" 

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» (вертикальный разрез).

Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.

       

                   Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

15.«Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря но теме.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

                       Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 20. «Кукла проснулась» 

Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета.

Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.

Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»

                        Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

16."Что не стало?"

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

                 Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

18. «Чего не хватает?» 

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть

                    Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

19. "Уложим куклу спать" 

Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.

Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.

                    Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 22. "Один - много"

(с предметами одежды)

майка - майки   

платье - платья

кофта кофты

рубашка - рубашки

куртка - куртки и т. д

                          Дидактические игры по   формированию

 лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

21."Нарядим куклу"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....