Развитие связанной речи по средствам пересказа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Спиридонова Анастасия Сергеевна

Цель: Формирование умения пересказывать с использованием слов с противоположным и близким значением.

Задачи:

1. Образовательные: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; отвечать на вопросы полными ответами; совершенствовать лексический запас слов с противоположным и близким значением; обогащать и активировать словарь; дать представление детям о пожарных собаках и их назначении.

2. Развивающие: развивать логическое мышление; умение формировать свои мысли;

3. Воспитательные: закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности; формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие.

Используемая методика: О.С. Ушаковой, «Развитие речи и творчества дошкольников».

Методы и приёмы: рассматривание предметов – источников пожара, беседа о пожарных, физкультминутка, чтение рассказа-были Л.Толстого «Пожарные собаки», беседа по содержанию рассказа-были, пересказ рассказа.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова – опасные, пожар, воспламеняющиеся.

Оборудование: Мультимедийный проектор и экран, ноутбук, портрет Л. Н. Толстого, Наглядно демонстрационный материал  организованной бразовательной деятельности по теме: «Чтение рассказа – были Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», иллюстрации «Лондон», мяч.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Предварительная работа: беседы: «Собака – друг человека», «Профессия – пожарный». Изготовление настольной дидактической игры «Добрый – злой огонь». Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар», памятка для родителей «Учим детей соблюдать правила Пожарной Безопасности».

Ход занятия:

В: (приглашение к совместной деятельности)

Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся

В: ребята, давайте рассмотрим предметы, которые лежат у меня в сундучке: спички, свечки, утюг, зажигалка. (слайд)

- Как вы думаете, почему эти предметы я объединила?

- Что о них можно сказать?

 Ответы детей.

В: Правильно, молодцы. Эти предметы могут быть иногда очень опасными, в том случае, если ими неправильно пользоваться. Может случиться очень большая беда. Все дети должны знать, что без взрослых нельзя пользоваться спичками, включать утюг, а все взрослые должны быть очень внимательны и вовремя  выключать газовую плиту, после того, как приготовили обед, убирать на место утюг, когда поглажено все белье, задувать праздничные свечи.

Дидактическая игра «Добавь слово» по правилам пожарной безопасности

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный….   (пожар)

Кто с огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети помните о том,

Что нельзя шутить с …. (огнём)

Ты подумай ой, ой, ой,

Не играй с сестричками

Маленькими …. (спичками)

Он всегда помочь успеет,

И огонь он одолеет,

Знай ребенок, и родитель.

Это друг… .(огнетушитель)

Дым, пожар, горит,

Не стой.

Заливай скорей (водой)

Дым увидел, не зевай

И пожарных вызывай.

Помни каждый гражданин,

Спасенья номер… .( 01)

Если что – то загорится,

То пожарная примчится.

Вы запомните друзья,

Что с огнем шутить… НЕЛЬЗЯ

В: Дети, а кто знает о том, кто помогает справиться с пожаром?

(Ответы детей.)

В: Правильно, молодцы, это пожарные – специально подготовленные и обученные люди. Какими качествами должны обладать пожарные?

Дидактическая игра «Скажи какой»

(Ответы детей)

В: Молодцы, вы все правильно назвали. Только очень смелые, отважные, сильные люди могут быть пожарными. Когда пожарные не заняты тушением пожаров, они времени зря не теряют, занимаются подготовкой, тренируются.

В: А вы знаете, дети, что пожарными могут быть не только люди, но и собаки – помощники человека. Вот о таких собаках я хочу вам сегодня прочесть рассказ – быль, который написал Л. Н. Толстой, а называется он «Пожарные собаки».

 (Показать на слайде портрет Л.Н.Толстого)

В: В рассказе встретится незнакомое для вас слово «Лондон».

Лондон – это город в другой стране, в Англии.

(Показать иллюстрацию города)

Воспитатель читает рассказ.

Беседа по вопросам по рассказу.

В: Как начинается рассказ?

(Один раз загорелся дом.)

В: Кто встретил пожарных, когда они подъехали к загоревшемуся дому?

(когда пожарные подъехали к дому, к ним выбежала женщина)

В: Как вела себя женщина, когда подбежала к пожарным?

(она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)

В: Кого пожарные послали за девочкой?

 (пожарные послали за девочкой собаку по кличке Боб)

Если дети не скажут кличку собаки, спросить как звали собаку?

В: Как Боб спас девочку?

(Он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку)

В: Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?

(пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)

В: Чем закончился рассказ?

(Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.)

Дидактическая игра «Наоборот».

В:  Когда собака Боб спасла девочку, что стала делать мама?

(Мама радовалась.)

В: Какая она была?

(Радостная)

В: А до этого?

(Она плакала)

В: Какая она была?

(Печальная, грустная)

В: Когда мама увидела, что дочка жива, какая она стала?

(Радостная, веселая)

Физкультминутка.

Мы пожарные ребята

Мы нигде не пропадём.

(Дети ходят в полуприсяде, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.)

Мы пожар всегда потушим,

Очень строги мы с огнём!

(Ходят на пятках, руки на поясе.)

Чтобы с ним справляться ловко,

Нам поможет тренировка.

(Ходят, высоко поднимая колени, выполняя хлопок под коленом.)

Повторное чтение рассказа.

(Перед повторным чтением дать установку на пересказ текста:

первый рассказывает начало; второй – о том, как собака спасла девочку; третий – о том, как собака принесла куклу.)

Пересказ детьми.

В: Молодцы, ребята, все вы постарались. У вас у каждого по-своему получился интересный пересказ.

В: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру.

Дидактическая игра «Отвечай быстро»

(игра направлена на активацию деятельности тех детей, которые не были задействованы в пересказе)

Дети строят круг, воспитатель с мячом в круге и загадывает детям загадку:

Спит под крылечком

В дом не пускает. (собака)

Голова (чья) собачья.

Туловище (чьё) собачье.

Дети садятся на свои места.

Рефлексия:

В: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие чувства испытывали когда слушали рассказ?  Кто запомнил автора рассказа «Пожарные собаки»?

Всем спасибо за работу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста                     

Спиридонова Анастасия Сергеевна

воспитатель МБДОУ г. Иркутска

детского сада № 126

Тема: «Развитие связанной речи по средствам пересказа рассказа-были Л.Н.Толстого  «Пожарные собаки»»

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Дата проведения:  

Количество детей в группе: 10

Цель: Формирование умения пересказывать с использованием слов с противоположным и близким значением.

Задачи:

1. Образовательные: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; отвечать на вопросы полными ответами; совершенствовать лексический запас слов с противоположным и близким значением; обогащать и активировать словарь; дать представление детям о пожарных собаках и их назначении.

2. Развивающие: развивать логическое мышление; умение формировать свои мысли;

3. Воспитательные: закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности; формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие.

Используемая методика: О.С. Ушаковой, «Развитие речи и творчества дошкольников».

Методы и приёмы: рассматривание предметов – источников пожара, беседа о пожарных, физкультминутка, чтение рассказа-были Л.Толстого «Пожарные собаки», беседа по содержанию рассказа-были, пересказ рассказа.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова – опасные, пожар, воспламеняющиеся.

Оборудование: Мультимедийный проектор и экран, ноутбук, портрет Л. Н. Толстого, Наглядно демонстрационный материал  организованной бразовательной деятельности по теме: «Чтение рассказа – были Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», иллюстрации «Лондон», мяч.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Предварительная работа: беседы: «Собака – друг человека», «Профессия – пожарный». Изготовление настольной дидактической игры «Добрый – злой огонь». Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар», памятка для родителей «Учим детей соблюдать правила Пожарной Безопасности».

Ход занятия:

В: (приглашение к совместной деятельности) 

Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся

В: ребята, давайте рассмотрим предметы, которые лежат у меня в сундучке: спички, свечки, утюг, зажигалка. (слайд)

- Как вы думаете, почему эти предметы я объединила?

- Что о них можно сказать?

 Ответы детей.

В: Правильно, молодцы. Эти предметы могут быть иногда очень опасными, в том случае, если ими неправильно пользоваться. Может случиться очень большая беда. Все дети должны знать, что без взрослых нельзя пользоваться спичками, включать утюг, а все взрослые должны быть очень внимательны и вовремя  выключать газовую плиту, после того, как приготовили обед, убирать на место утюг, когда поглажено все белье, задувать праздничные свечи.

Дидактическая игра «Добавь слово» по правилам пожарной безопасности 

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный….   (пожар)

Кто с огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети помните о том,

Что нельзя шутить с …. (огнём)

Ты подумай ой, ой, ой,

Не играй с сестричками

Маленькими …. (спичками)

Он всегда помочь успеет,

И огонь он одолеет,

Знай ребенок, и родитель.

Это друг… .(огнетушитель)

Дым, пожар, горит,

Не стой.

Заливай скорей (водой)

Дым увидел, не зевай

И пожарных вызывай.

Помни каждый гражданин,

Спасенья номер… .( 01)

Если что – то загорится,

То пожарная примчится.

Вы запомните друзья,

Что с огнем шутить… НЕЛЬЗЯ

В: Дети, а кто знает о том, кто помогает справиться с пожаром?

(Ответы детей.)

В: Правильно, молодцы, это пожарные – специально подготовленные и обученные люди. Какими качествами должны обладать пожарные?

Дидактическая игра «Скажи какой»

(Ответы детей)

В: Молодцы, вы все правильно назвали. Только очень смелые, отважные, сильные люди могут быть пожарными. Когда пожарные не заняты тушением пожаров, они времени зря не теряют, занимаются подготовкой, тренируются.

В: А вы знаете, дети, что пожарными могут быть не только люди, но и собаки – помощники человека. Вот о таких собаках я хочу вам сегодня прочесть рассказ – быль, который написал Л. Н. Толстой, а называется он «Пожарные собаки».

 (Показать на слайде портрет Л.Н.Толстого)

В: В рассказе встретится незнакомое для вас слово «Лондон».

Лондон – это город в другой стране, в Англии.

(Показать иллюстрацию города)

Воспитатель читает рассказ.

Беседа по вопросам по рассказу.

В: Как начинается рассказ?

(Один раз загорелся дом.)

В: Кто встретил пожарных, когда они подъехали к загоревшемуся дому?

(когда пожарные подъехали к дому, к ним выбежала женщина)

В: Как вела себя женщина, когда подбежала к пожарным?

(она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)

В: Кого пожарные послали за девочкой?

 (пожарные послали за девочкой собаку по кличке Боб)

Если дети не скажут кличку собаки, спросить как звали собаку?

В: Как Боб спас девочку?

(Он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку)

В: Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?

(пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)

В: Чем закончился рассказ?

(Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.) 

Дидактическая игра «Наоборот».

В:  Когда собака Боб спасла девочку, что стала делать мама?

(Мама радовалась.)

В: Какая она была?

(Радостная)

В: А до этого?

(Она плакала)

В: Какая она была?

(Печальная, грустная)

В: Когда мама увидела, что дочка жива, какая она стала?

(Радостная, веселая)

Физкультминутка.

Мы пожарные ребята

Мы нигде не пропадём.

(Дети ходят в полуприсяде, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.)

Мы пожар всегда потушим,

Очень строги мы с огнём!

(Ходят на пятках, руки на поясе.)

Чтобы с ним справляться ловко,

Нам поможет тренировка.

(Ходят, высоко поднимая колени, выполняя хлопок под коленом.)

Повторное чтение рассказа.

(Перед повторным чтением дать установку на пересказ текста:

первый рассказывает начало; второй – о том, как собака спасла девочку; третий – о том, как собака принесла куклу.) 

Пересказ детьми.

В: Молодцы, ребята, все вы постарались. У вас у каждого по-своему получился интересный пересказ.

В: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру.

Дидактическая игра «Отвечай быстро»

(игра направлена на активацию деятельности тех детей, которые не были задействованы в пересказе)

Дети строят круг, воспитатель с мячом в круге и загадывает детям загадку:

Спит под крылечком

В дом не пускает. (собака)

Голова (чья) собачья.

Туловище (чьё) собачье.

Дети садятся на свои места.

Рефлексия:

В: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие чувства испытывали когда слушали рассказ?  Кто запомнил автора рассказа «Пожарные собаки»?

Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития связанной речи детей.

Театрализованная деятельность как средство развития связанной речи детей.«Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного ...

Театральная деятельность, как средство развития связанной речи у детей младшей группы

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Всю свою выдумку, впечатлени...

Наглядное моделирование как средство развития связанной речи.

      В своей практике мы используем разнообразные методические приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, но самым эффективным считаем прием нагляд...

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...

Кроссенс- технология как средство развития связаной речи детей дошкольного возраста.

Пояснительная запискаВ связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология раз...

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...

Презентация «Развитие связанной речи детей по средством использования приемов мнемотехники»

Презентация «Развитие связанной речи детей по средством использования приемов мнемотехники»...