Наглядное моделирование как средство развития связанной речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Маркова Ирина Дмитриевна

        В своей практике мы используем разнообразные методические приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, но самым эффективным считаем прием наглядного моделирования, который позволяет планировать связное высказывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnoe_modelirovanie.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование как средство развития связной речи

детей старшего дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определил направления развития и образования детей, а также целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Так, целевыми ориентирами в речевом развитии являются достаточно хорошее владение устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, умение строить речевое высказывание.

         Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сделать определенные выводы о процессе становления связной речи у дошкольников, а именно: большинство детей активно делятся своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берутся за составление рассказа по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

        В своей практике мы используем разнообразные методические приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, но самым эффективным считаем прием наглядного моделирования, который позволяет планировать связное высказывание.

Использование данного приема дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития децентрации (умение менять «точку отсчета»);
  • развития замыслов – идей будущего проекта.

В процессе обучения связной описательной речи  моделирование служит средством планирования высказывания. Прием  наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине или серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Основой метода наглядного моделирования является знакомство детей с графическим способом представления информации – моделью. В качестве условных заместителей применяются символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения; контрастная рамка, как прием фрагментарного рассказывания и др.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Развитие навыков пересказа предполагает формирование следующих умений: обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями; передавать события при помощи символа-заместителя (предметное моделирование); передавать последовательность эпизодов в соответствии с расположением заместителей. Начинать следует с рассказывания  знакомых коротких сказок («Теремок», «Колобок» и др.), постепенно выставляя символы-заместители героев сказки. Очень важно добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, т.е. составить начало рассказа и последствия ситуации – конец рассказа. На практике составленные детьми рассказы – это простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Для преодоления этих недостатков и формирования навыков рассказывания по картине можно отметить несколько этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или в сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.д., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно труден для детей, т.к. в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы, которые носят статичный характер. Особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Здесь работа состоит из нескольких этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Для активизации творческого мышления дошкольников при составлении рассказа по картине можно использовать прием наглядного моделирования – фрагментарное рассказывание. Картина делится условно на части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Вариативность рассказов достигается за счет выбора детьми цвета первого прямоугольника.

Использование речевой формы – сравнительное описание предметов – также дает положительный результат. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе ознакомления  с объектами. Элементами модели описательного рассказа могут служить символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовому понятию (птицы, рыбы); величина (большая, маленькая); цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых объектов); как используется (какую пользу приносит).

Наиболее сложным для дошкольников является составление творческого рассказа, и часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенком перед построением творческого связного рассказа.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели предлагаются силуэты животных, людей, растений и т.д. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения задают определенный обобщенный образ. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами.

Прием наглядного моделирования позволяет повысить эффективность развития связной речи дошкольников. Овладевая всеми видами связного высказывания с помощью наглядного моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Список использованной литературы.

  1. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятй по сказкам с детьми 5-6 лет СПб Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание, №6, 2004 г.
  2. Ткаченко О. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание, № 10, 1990 г.
  3. Усенко Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника / Дошкольная педагогика, сентябрь, 2013.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать ...

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...