Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию детей методом синквейна Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Онучина Римма Николаевна

Цель: развитие речи дошкольников посредством составления синквейна. 

Задачи: 

  1. Образовательные: 

  • расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме 

  • упражнять детей в составлении синквейна с опорой на модель-схему 

  1. Развивающие: 

  • развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности 

  1. Воспитательные: 

  • воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость. 

  • Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных и продуктами их питания, аудиозапись голосов диких животных. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

по речевому развитию детей методом синквейна

«Путешествие в осенний лес»

Цель: развитие речи дошкольников посредством составления синквейна.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме
  • упражнять детей в составлении синквейна с опорой на модель-схему
  1. Развивающие:
  • развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности
  1. Воспитательные:
  • воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость.
  • Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных и продуктами их питания, аудиозапись голосов диких животных.

Ход занятия:

Воспитатель: здравствуйте, мои хорошие! Я рада вас сегодня видеть. В нашей группе сегодня светло и весело, несмотря на то что за окном осень. Весело от ваших улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.

Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Осенью невесело шумит,

Всю-то зиму он, насупившись стоит.

Раннею весною оживает

И все лето песни распевает. (лес)

Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в осенний лес.

Воспитатель показывает детям картину осеннего леса.

Воспитатель: Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про осенний лес. Итак, синквейн- это нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Синквейн строится так:

1.Первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос: кто? или что? (существительное, местоимение)

2.Вторая строка- два слова-признака, отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие? (прилагательные)

3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает? (глаголы)

4.Составляем предложение с данным словом.

5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.

Давайте попробуем. Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему « Осенний лес»

1. Лес.

2.Красивый, нарядный.

3.Стоит, шумит, украшает.

4.Я люблю гулять в осеннем лесу.

5.Восторг!

В осеннем лесу живет много диких животных, которые готовятся к зиме. Давайте вспомним, как называется «дом» у животных.

Медведь живет…в берлоге

Белка живет…в дупле

Лиса живет…в норе

Волк живет…в логове

Зайчик живет…под кустом

Молодцы, ребята! А сейчас отгадайте мою загадку

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть

Надо грибы для зимы собирать. (белка)

Итак, мы составляем вместе синквейн про белку.

1.Белка

2.Рыжая, ловкая

3.Прыгает, грызет, готовится

4.Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек

5.Проворный зверек!

Воспитатель продолжает рассказ про белку.

Белка –это грызун. Она небольших размеров, умна и проворна. Питается растительной пищей- грибочки, ягоды, орехи, желуди. Тщательно готовит свое гнездо к зиме: формирует его из мха, веточек, выстилает перьями и шерстью. Белка не впадает в спячку, она бодрствует всю зиму. К зиме белка меняет летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба сероватая, и гораздо теплее, чем летом.

Воспитатель: играем дальше. Игра называется «Кто чем питается?»

На столе педагога картинки: морковка, капуста, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, малина, желуди, кора деревьев, трава, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему животному. Вспоминают, кто из животных относится к травоядным, а кто к хищникам.

Итак, составляем синквейн о хищном животном, которое любит мед и малину.

Медведь

Неуклюжий, косолапый

Спит, ловит, ест

Зимой медведь спит в берлоге

Лежебока!

Воспитатель продолжает рассказ.

Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить жир для зимовки. Медведь может пролежать в берлоге, не прикоснувшись к еде в течение 7 месяцев. Его зимний сон зимой в морозы крепкий, но в оттепель становится чутким, и он может проснуться и выйти из берлоги. Перед спячкой медведь меняет шубу на зимнюю, более густую и пушистую. Перед тем, как лечь и уснуть, мишка путает следы, чтобы его никто не нашел.

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу. (имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево)

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают (бег на месте)

Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса (потягивания, руки вверх)

Тяжело вздыхает (глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает (сесть на корточки)

Воспитатель: Следующая игра «Назови детенышей»

У зайца…зайчата

У волка…волчата

У медведя…медвежата

У белки…бельчата

У ежа..ежата

У лисы…лисята

Сейчас я вам расскажу, как готовится к зиме зайчик. Осенью заяц начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о куст, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку, значит, к зиме готов!

Осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому их так и называют «листопаднички». Зайчиха кормит зайчат и убегает, оставляя их одних. Она бросает их, чтобы по ее следам их не нашел дикий зверь. Ведь зайчатки не имеют запаха их никто не почует. Молоко у зайчихи вусное и сытное и его хватает на 3 дня! А потом зайчиха их находит. Зимой зайчик питается корой деревьев, жировых запасов на зиму не делает.

Давайте составим синквейн про зайца.

Дети самостоятельно составляют синквейн без помощи воспитателя.

Затем слушают и сравнивают их.

Воспитатель: посмотрите, вы все составляли синквейн про зайца, а какие разные стихи у вас получились.

Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» Затем воспитатель обобщает ответы детей.

Ежик..фырчит

Волк…воет

Лиса…тявкает

Медведь…ревет

Белка…цокает

Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу

1.?

2.Маленький, колючий

3. Катится, фырчит, боится

4. Он живет в лесу.

5. Маленький клубочек!

Дети догадываются о ком педагог составила синквейн.

Правильно, ребята, мы поговорим с вами о еже.

К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью мало добычи. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные дни еж готовит теплое гнездо для зимовки. Ночью и днем таскает в нору сухие листья и мох. Спит, свернувшись клубком, до весеннего солнышка. Под глубоким сугробом ему тепло, как под теплым пушистым одеялом.

Воспитатель читает загадки, а дети их отгадывают.

Не любит семечек и шишек

А любит бедных серых мышек (лиса)

Дружбу водит лишь с лисой

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щелк-щелк

Очень страшный серый…(волк)

Лиса и волк — это хищники. Они зимой не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны и зайцы. Лисы нападают на более мелкую живность- грызуны, зайцы, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Дети по выбору составляют синквейн про этих животных.

Подведение итогов занятия

Ребята, наше путешествие в осенний лес заканчивается. Давайте вспомним с какой целью мы сегодня отправились в лес? (ответы детей).

Воспитатель: правильно, ребята, мы узнали, как готовятся к зиме дикие животные. С помощью какой техники мы рассказывали о животных?

(ответы детей)

Давайте проверим, как вы запомнили?

Игра «Кто лишний»

1.Наевшись вдоволь за лето, медведи, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку. (мыши зимой не спят)

2. В поисках добычи рыщут по снегу еж, лиса и волк. (еж в спячке)

3.Зайцы, лоси и волки питаются ветками и корой деревьев (волк-хищник)

Молодцы, ребята! Все верно мне сказали!

Рефлексия

А сейчас подумайте и скажите мне, пожалуйста, что больше всего понравилось вам в нашем путешествии? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

конспект НОД в старшей группе по речевому развитию " Музей "

Коспект НОД в старшей группе по речевому развитию " Музей"- познакомить детей с обьектом музея - кукла,ее возникновением и назначением,формировать грамотический строй речи. Воспитывать береж...

Конспект родительского собрания в старшей группе. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. В конспекте представлены: - характеристика речевого развития детей 5-6 лет.- рекомендации родителям о развитии речи ребенка.- примерный список...

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.«Путешествие в страну Красивой речи». Возрастная группа: 5-6 лет.Продолжительность занятий: 25 минут.Цель:Обогащение и активиза...