Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ольга Витальевна Прохорова

Ознакомление детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» на занятии по развитию речи в старшей группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы».

Воспитатель Прохорова О.В.

 Цель: ознакомление детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы».

Задачи:

Обучающие: учить детей находить рифмы к словам; обогащать словарь детей вежливыми словами; формировать умение отвечать на вопросы

Развивающие: развивать связную речь и творческое воображение

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, воспитывать умение быть вежливыми

Методы и приемы: словесные: чтение художественной литературы, беседа, вопросы к детям, объяснение, напоминания.

Словарная работа: рифма, Шиш, сказочник

Предварительная работа: чтение стихов о вежливых словах, беседы

Планируемый результат: умеют подбирать слова в рифму, знают и используют в речи вежливые слова

Материал: Портрет Б. Шергина, иллюстрации сказки «Рифмы», перчатка би-ба-бо - «Медвежонок». ИКТ.

Ход занятия

  1. Орг. момент: Давайте поздороваемся с гостями и подарим им наше хорошее настроение – улыбнёмся всем вокруг: «Ты мой друг и я твой друг – улыбнитесь всем вокруг».
  2. Новый материал:
  1. Проблемная ситуация. ИКТ

- Ребята, я предлагаю отправиться в театр посмотреть сказку, согласны?

( вместо театра коробка с грустным смайликом???)

- Почему смайлик грустный! (варианты ответов детей)

- Попробуем найти коробку, может там ответ найдём?! (находят в коробке Мишку-игрушку Би-ба-бо)

- Оказывается Мишка не смог купить билеты в кассе, потому что они продавались не за деньги, а…..

-Как вы думаете за что? (Дети высказывают свои предположения.) 

За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали.

Поможем ему?

  1. Игра «Вежливые слова» (Дети передают смайлик друг другу, называя вежливые слова)  
  2. Сказка называется «Рифмы» А медвежонок не знает, что такое рифма.

Не расстраивайся, Мишка, мы постараемся тебе помочь узнать, что же такое рифма.

  (Работа со слайдом)

– Что же такое рифма?  (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

  1. Игра «Рифма»

Мы в рифмы играли –  слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

            Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала …(шишка)

Ване подарили дудку,
Псу – сторожевую… (будку).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша)

Тёмная настала ночка

Засыпает моя …(Дочка)

Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок, песен.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Мишка по лесу гулял»

Мишка по лесу гулял.                    Шагать на месте

      Мишка шишки собирал                Наклоны, собирать шишки с пола

Очень мишка наш устал   Наклоны головы вправо-влево

Сел мишутка, задремал    Приседают, сложенные ладони прикладывают к щеке

           (2-3 раза)

Артикуляционная разминка

Лю – лю – лю – Детский садик я люблю,

Жу – жу – жу – Я друзьями дорожу.

  1. Сообщение темы

 Какие вы молодцы! Поняли, что такое рифма. Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».

– Сегодня мы познакомимся со сказкой Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».

В сказке говорится о Шише.

- Как вы думаете, кто это?

Шиш — Шиш – главный герой рассказа. Находчивый и изворотливый юноша с рыжим хохлом на лбу, глазами как у кошки и носом кверху.

  1. Чтение сказки Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».

Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:

— Здравствуйте, Какой-то-Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отечеству. Он и кричит Шишу:

— Здравствуйте, молодой человек!

А шиш опять:

— Как супруга ваша поживает, как деточки?

Дядька говорит:

— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.

Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть в рифмы.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб складно было.

— Давай.

— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

— Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:

— Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

Дядька говорит:

— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

— Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.

— Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

— Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твово дедушку ругает.

Дядька разгорячился:

— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

— Это, дяденька, для рифмы.

— Я вот тебе скажу рифму; тебя как зовут?

— Меня зовут... Федя.

Дядька говорит:

— Если ты Федя,

То поймай в лесу медведя.

На медведе поезжай,

А с моей лошади слезай!

— Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.

Дядька говорит:

— Если ты Степан,

Садись на ероплан.

На ероплане и летай,

А с моей лошади слезай!

— Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а... Силантий.

Дядька говорит:

— Если ты Силантий,

То с моей лошади слезантий!

— Что ты, дяденька, такого и слова нет — «слезантий».

— Хотя и нет, все равно слезай!

Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

8. Воспитатель дает детям время осмыслить услышанное и предлагает поделиться впечатлениями. Педагог следит за правильностью речи детей.

- Вам понравилась сказка? (Ответы детей)

- А, как вы думаете, чему нас учит сказка?   (Ответы детей)

В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».

 А сейчас, ребята, давайте подумаем:

- Как вы думаете, какие герои по характеру?   (Добрые)

В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (Проехал бы мимо)

- А если бы Шиш, был бы воспитанным, и не придумывал бы разные рифмы, что было бы?

- А как бы вы поступили на месте дяденьки (Ответы детей).

9. Воспитатель: А теперь я вам предлагаю стать сказочниками, для этого нам нужно всем присесть на волшебный ковёр, на котором происходят чудеса, все кто на нём побывает, становятся сказочниками. Присаживаемся на ковёр, закрываем глаза и говорим: Я хочу стать сказочником!   Вот, а теперь давайте придумаем продолжение нашей сказки…(ответы детей)

Воспитатель: Шиш пошёл летом в город по делам. Впереди ехал дядька на лошади. Шиш попросил его подвезти. Молодой человек предложил поиграть в рифму. Но стихи, которые придумал Шиш обидели дядьку, и он попросил его слезть.

  1.  Парень пошёл дальше, когда он встретил другого дядьку, то уже всю дорогу молчал.
  2. Парень пошёл дальше, когда его подвозил другой дядька –они придумывали стихи о вежливых словах.

10. Мишке очень понравилось в театре, понравилась сказка Б, Шергина «Рифмы»

        Он даже сочинил стишок. (закрыли глаза и повторили все вместе)

Мы в театре побывали,

Но по дому заскучали.

Надо с сказкой попрощаться,

И домой нам возвращаться

  1. Итоги.

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?    («Рифмы»)

- Кто её написал? (Борис Шергин)

- А что такое рифма, кто помнит?  (Ответы детей)

- Где её используют?   (Ответы детей)

- Какие вежливые слова вы знаете?

- Что вы говорите друг другу при встрече, когда утром приходите в детский

сад, когда уходите

Рефлексия.

Вы сегодня большие молодцы. Я благодарю вас за вашу работу. А Медвежонок передаёт для вас раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Формирование умения слушать, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»

Выполнила:  Батина   Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород. Задачи:          ...