Использование кубика Блума в работе с детьми
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ефремова Елена Юрьевна

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития критического мышления детей дошкольного возраста.   

Задачи:

1.Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, листы бумаги, ручки, кубик Блума.

 Ход мастер – класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

         Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

         Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

         Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Коммуникативные навыки
  • Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).

         Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

         Как вы думаете, что же такое «критическое мышление»? (Выслушать ответы. Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.) Именно таким мышлением должен обладать современный человек.

         Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

         Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

         Правила игры с Кубиком довольно просты:

  1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
  2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
  3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
  4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Например:

  • Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т.к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.
  • Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?
  • Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет.

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

         Работа с фокус-группой.

         И сейчас я предлагаю вам попробовать смоделировать непрерывную образовательную деятельность на основе приема «Кубик Блума». Прошу выйти шесть человек.

         Ваша задача: с помощью Кубика смоделировать целое занятие с детьми, либо его фрагмент. Пожалуйста, выберите возраст детей, образовательную область и тему. В вашем распоряжении 4 минуты. Время пошло.

         Работа с аудиторией.

         Уважаемые коллеги, пока фокус-группа работает над заданием, я предлагаю вам немного поиграть. Внимание на экран!

         У всех вас есть карточки с QR-кодом. С помощью своих телефонов отсканируйте этот код и пройдите по ссылке. Вам откроется игра, в которой нужно будет выполнить задания. По окончании нажмите на галочку в правом нижнем углу экрана, и вы узнаете, все ли вы сделали правильно.

         Если у кого-то нет доступа к этой функции или к интернету, внимание на экран.

(Играют)

         Коллеги, спасибо! Таким образом, мы с вами еще раз вспомнили, что же такое критическое мышление и закрепили теоретическую часть приема «Кубик Блума».

         Вернемся к нашей фокус-группе. Мы готовы послушать, что у вас получилось. – Трудно ли вам было справиться с заданием? – Что вызвало затруднение? – Как вы думаете, где еще, кроме НОД, можно использовать этот прием? – Спасибо. Прошу вернуться на свои места.

         Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubik_bluma.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития критического мышления детей дошкольного возраста.   

Задачи:

1.Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, листы бумаги, ручки, кубик Блума.

 Ход мастер – класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

        Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

        Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

        Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Коммуникативные навыки
  • Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).

        Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

        Как вы думаете, что же такое «критическое мышление»? (Выслушать ответы. Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.) Именно таким мышлением должен обладать современный человек.

        Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

        Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

        Правила игры с Кубиком довольно просты:

  1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
  2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
  3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
  4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Например:

  • Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т.к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.
  • Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?
  • Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет.

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

        Работа с фокус-группой.

        И сейчас я предлагаю вам попробовать смоделировать непрерывную образовательную деятельность на основе приема «Кубик Блума». Прошу выйти шесть человек.

        Ваша задача: с помощью Кубика смоделировать целое занятие с детьми, либо его фрагмент. Пожалуйста, выберите возраст детей, образовательную область и тему. В вашем распоряжении 4 минуты. Время пошло.

        Работа с аудиторией.

        Уважаемые коллеги, пока фокус-группа работает над заданием, я предлагаю вам немного поиграть. Внимание на экран!

        У всех вас есть карточки с QR-кодом. С помощью своих телефонов отсканируйте этот код и пройдите по ссылке. Вам откроется игра, в которой нужно будет выполнить задания. По окончании нажмите на галочку в правом нижнем углу экрана, и вы узнаете, все ли вы сделали правильно.

        Если у кого-то нет доступа к этой функции или к интернету, внимание на экран.

(Играют)

        Коллеги, спасибо! Таким образом, мы с вами еще раз вспомнили, что же такое критическое мышление и закрепили теоретическую часть приема «Кубик Блума».

        Вернемся к нашей фокус-группе. Мы готовы послушать, что у вас получилось. – Трудно ли вам было справиться с заданием? – Что вызвало затруднение? – Как вы думаете, где еще, кроме НОД, можно использовать этот прием? – Спасибо. Прошу вернуться на свои места.

        Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «Кубиков Блума» в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассказано, где и как можно использовать  технологию «Кубик Блума».  Почему для работы  выбираются вопросы на основе лексических тем.Ключевые слова: &laq...

Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста.

Изучая методическую литературу по проблеме познавательного развития, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином...

Мастер – класс для педагогов «Применение кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер – класса: познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми....

"Использование инновационной технологии "Кубик Блума" в работе с детьми дошкольного возраста"

Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.Кубик "Блума" - это упрощенный способ, который помогает не только собрать все знани...

"Использование Кубик Блума в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Не внушайте чего-либо вашим детям. Научите их думать самостоятеельно, тому, как оценивать доказательстваи как не соглашаться с вами ."             ...

Проект «Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»...