Модель занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зазулина Ольга Николаевна

Предлагаемый материал представляет примерный вариант занятия по речевому развитию в старшей группе, направлен на формирование умения составлять описательный рассказ покартине "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaytsy.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Модель занятия по развитию речи

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Цель: Продолжать формировать у детей умение рассказывать по картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой .

Образовательные задачи: формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь.

Развивающие задачи: развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хваста»; Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».

Материалы и оборудование: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» 

Ход деятельности

1.Организационный момент:

Воспитатель: Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднимают руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (поворот)

Воспитатель: Ребята, а что это за шар? (Солнце)

2.Основная часть:

Беседа.

Воспитатель интересуется у детей, что они знают о зайцах:

Воспитатель: Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость».

Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание:

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка? (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, –продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

- Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?

Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»

В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)

Затем воспитатель дает образец рассказа:

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

Воспитатель: Ребята давайте с вами отдохнём

Физкультминутка Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять.            (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть.      (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать.           (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать.           (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать.             (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять    (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать.          (садимся на корточки)

Воспитатель заслушивает рассказы 1-2 детей

В конце занятия воспитатель проводит игру «Волк и зайцы».

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а воспитатель - «волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок,  волченочек,  волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.

3.Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.Задачи:1. Образовательные:- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;- учить расск...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». Цель: развивать умение детей составлять простые распространенны...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения  И. Белоусова «Осень»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.Задачи:1. Образовательные:- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;- учить расск...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм»Программное содержание:Образовательные задачи:Формирование умения составля...