Конспект по развитию речи, подготовка к обучению грамоте "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Черкасова Анастасия Сергеевна

Чтение художественной литературы "Снегурочка" с использованием картин Васнецова,видеотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc50.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya2.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в старшей группе № 4.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи:

  1. Образовательные: приобщать детей к художественной литературе; познакомить детей с русской народной сказкой; помочь детям понять содержание сказки;
  2. Развивающие: развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи; формирование словаря; формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи слова; развивать умение детей интересно, составить рассказ по картинке, употребляя предлоги, прилагательные; совершенствование диалогической речи;
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, любовь к близким людям.

Словарная работа: активизировать употребление в речи детей

-антонимов: далеко-близко, высоко-низко, широкий-узкий, мало-много.-прилагательных-определений

Материалы, оборудование:  ноутбук, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.


В.:
Здравствуйте, ребята. Какие вы красивые, нарядные! Я очень рада вас видеть! (ответы детей)

-Ребята, я хочу подарить вам хорошее настроение.Только оно у меня где-то

запропастилось. Давайте вместе поищем его.(Встаем в круг)

-Может быть, оно в небе высоко?         (Тянемся вверх за руками)

-Может быть, оно на земле низко?       (Приседаем, ищем на полу)

-Может быть, оно совсем далеко?        (Прикладываем ладонь ко лбу, смотрим вдаль)

-А может быть, близко-близко?            (Оглядываемся вокруг себя)

-Может быть, оно в широком кругу?    (Берёмся за руки, делаем широкий круг)

-А давайте посмотрим в узком...        (Делаем узкий круг)

-Ах,  да  вот  же  оно!  У  меня  в  кармане  лежит!

Держите!  Всем  дарю  хорошее настроение!

-Было у нас хорошего настроения мало   (Показываем руками мало)

-А теперь стало много-много!!!                 (Широко разводим руки)

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Дети, хотите узнать, кто появиться сейчас на экране? Тогда вам нужно отгадать загадку, и узнаем, о ком мы будем говорить.

Красная девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

- Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская народная сказка «Снегурочка»).

А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные сказки?

-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.

Слушайте внимательно. - «В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них».

«Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».

Чтение сказки.

Беседа по  содержанию:

 - Понравилась ли вам сказка?

 -Почему сказка называется «Снегурочка»? ( слеплена из снега)

- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

 - Красивой  получилась у стариков доченька?

 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

 - Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

В.: Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  

 - Во что, превратилась Снегурочка?  

 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?  - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.

   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

Физминутка 

Рано утром на полянку друг за другом мы идем (Ходьба с высоко поднятыми ногами)

И все дружно по порядку упражнения начнем.

Раз – подняться, потянуться. (Встать на носочки, поднять руки вверх)

Два – согнуться, разогнуться. (Наклоны вниз, встать – руки в стороны)

Три – в ладоши три хлопка. (Хлопки в ладоши)

Головою три кивка. (Наклоны головы)

На четыре – руки шире. (Руки в стороны)

Пять – руками помахать. (Взмахи руками)

Шесть – на место тихо встать. (Встать в исходное положение)

Для Вас Снегурочка приготовила конверты с заданиями. Хотите узнать. Что там? 

1 конверт. Игра «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

2 конверт. Речевая зарядка (звуки Р – Р - Л – Л ).

Ло –ла – ло –на улице тепло.

Ре –ро – ре – стоит домик на горе.

Ры –ру –ры – нас кусают камары.

Оль –оль –оль –мы купили соль.

Арь –арь –арь –на стене висит фонарь.

Ра –ру –ра – тебе играть пора.

теме, совершенствовать навыки звукового анализа слов).

3 конвертПосмотрите на картину и назовите слова, где первый звук С

1 ребенок. Снег. Первый звук С

2 ребенок. Снегурочка – слово начинается со звука С

3 ребенок. Следы

4 ребенок Снежинки.

Воспитатель. Посмотрите на картину и назовите слова, где первый звук Ш

5 -6 ребенок. - Шапка, шуба.

Молодцы. Вы отлично справились с заданием.

4 конверт. Задание «Деление слов на слоги»

Эхо.

Дед.

Ба –ба.

Зи-ма.

Вес- на.

Сол – ны- шко.

Об- ла- ко.

Кос –тер.

Сне – гу- ро - чка.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-Ребята, вам понравилось наше занятие?

А что вам особенно понравилось?

Что тебе больше всего запомнилось?

 Что вы расскажете своим друзьям?

-Молодцы,  ребята! Вы  сегодня  отлично  поработали!

Я  очень  довольна  и Снегурочка очень рада

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красная девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

Слайд 2

Снегурочка Виктора Михайловича Васнецова(1899г)

Слайд 4

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают .

Слайд 5

— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем. — Давай, — говорит старуха. Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок .

Слайд 6

Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Слайд 7

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

Слайд 8

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась — Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется? — Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова. Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Слайд 9

. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку: — Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать. Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила: — Поди, дочка, повеселись с подружками! Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

Слайд 10

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

Слайд 11

Стали они кликать её: — Ау, ау, Снегурочка! Только эхо им в лесу и откликнулось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи ( подготовка к обучению грамоте )в старшей группе.Знакомство со звуком «К.»

Цель: Учить выделять и правильно произносить звук «К» в словах, фразах  и изолированный, подбирать слова на заданный звук.Закреплять представления о слове, что слова могут быть длинные и короткие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...

Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте

Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте в старшей группеЦель. Закрепление представления детей о слове.Образовательные задачи.Закрепить понятие «Слово», разли...

"Знания - ключ ко всему" Конспект занятия по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знания-ключ ко всему»Возрастная группа: старшаяПродолжительность занятия: 25 минут.Цель: актуализация и систематизация знаний детей ...