Использование игр-драматизаций как средств развития речи дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Юрагина Е.Н.
Старший воспитатель
МБОУ г. Астрахани «НОШ №60»
Алещенко И.В.
Воспитатель МБДОУ
г. Астрахани «Детский сад №109»
Использование игр – драматизаций
как средства развития речи дошкольников
У многих людей воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» вызывает ассоциации с чем-то неповторимым, радостным и добрым. Но для детей, игра – это не только развлечение и время провождение, которое вызывает массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового и жизнерадостного малыша.
Ирга – это умение весело и непринуждённо обучаться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить. Наряду с индивидуальными играми дети с самого раннего возраста стремятся к играм со сверстниками. С 4-5 лет многие предпочитают играть не в одиночку, а с друзьями. Коллективные игры более эмоциональные и динамичные. Малыш испытывает радость от общения со сверстниками. В таких играх надо самому выполнять роль и выполнять её так, чтобы она была интересной не только ему, но и другим. Необходимо понимать, что делают другие участники игры, уметь быстро сориентироваться, постоять за свою идею или изменить ход игры, если этого требуют друзья. Доброжелательные, общительные, быстрые на выдумку ребята – хорошие партнёры, часто бывают лидерами в коллективных играх. Они всегда вносят в игру что-нибудь новое, с ними любят играть сверстники. Ярким примером коллективной игры является игра - драматизация.
Игра является хорошим помощником взрослых в воспитании. При этом игра – понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для ребёнка? Среди многочисленных игр, у детей дошкольного возраста пользуются игры по разыгрываемым произведениям, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей умения образного воплощения, но ещё не проявлениями самого творчества.
Игра – драматизация занимает одно из первых мест при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено её родством с театром. Игра – драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребёнку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста.
Литературные произведения подсказывают нам, какие действия следует выполнять, но в нём нет указаний о способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт.
В игры - драматизации, как разновидность сюжетных игр, взрослые не играют. Сам процесс представляется неясным, в памяти – любимые игрушки, в лучшем случае – любимые темы игры. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами. Однако игре надо учить, надо учить, надо принимать во внимание то, что это сложная творческая деятельность: двигательная, эмоциональная, речевая.
Выстраивая свою систему работы по развитию речи дошкольников с использованием игр-драматизаций, мы предложили, что данная работа должна быть построена в соответствии с правилом «от простого к сложному».
Предлагаем занятия в следующей последовательности:
- Обработка двигательной активности в соответствии с ролью;
- Коллективное и индивидуальное речевое сопровождение действий в соответствии с ролью;
- Интонирование текста, работа над артикуляцией;
- Вживание в роль, элементарная партитура реплик своего персонажа;
- Собственно игры-драматизации.
Важна в этом плане работа с текстами произведений, что делает художественную речь достоянием самого ребёнка, и в последующем он будет осознанно использовать её средства, особенно в таких видах деятельности, как драматизация и инсценирование.
Сплочение детей в совместной игре-драматизации способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр, активному развитию речи в ходе подготовки, проведения подобных игр.
Проведённая работа в течение года в старшей группе детского сада по развитию речи с использованием игр-драматизаций позволила улучшить понимание детьми текстового содержания, овладеть структурой высказывания, научиться правильно соотносить игровую и реальную роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-630826-1455138729.jpg)
Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!
Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/12/picture-58364.jpg)
Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.
В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики рук способ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-786808-1462527340.jpg)
«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)
Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.Задачи:1. Продемонстрировать практи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-914403-1491660698.jpg)
Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе
Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/16/picture-917065-1492366281.jpg)
Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе
Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...
Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"
Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....