Использование игр-драматизаций как средств развития речи дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа)

Юрагина Екатерина Николаевна

Статья на тему игр дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuragina_e.n._aleshchenko_i.v.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Юрагина Е.Н.

Старший воспитатель

МБОУ г. Астрахани «НОШ №60»

Алещенко И.В.

Воспитатель МБДОУ

г. Астрахани «Детский сад №109»

Использование игр – драматизаций

как средства развития речи дошкольников

У многих людей воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» вызывает ассоциации с чем-то неповторимым, радостным и добрым. Но для детей, игра – это не только развлечение и время провождение, которое вызывает массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового и жизнерадостного малыша.

Ирга – это умение весело и непринуждённо обучаться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить. Наряду с индивидуальными играми дети с самого раннего возраста стремятся к играм со сверстниками. С 4-5 лет многие предпочитают играть не в одиночку, а с друзьями. Коллективные игры более эмоциональные и динамичные. Малыш испытывает радость от общения со сверстниками. В таких играх надо самому выполнять роль и выполнять её так, чтобы она была интересной не только ему, но и другим. Необходимо понимать, что делают другие участники игры, уметь быстро сориентироваться, постоять за свою идею или изменить ход игры, если этого требуют друзья. Доброжелательные, общительные, быстрые на выдумку ребята – хорошие партнёры, часто бывают лидерами в коллективных играх. Они всегда вносят в игру что-нибудь новое, с ними любят играть сверстники. Ярким примером коллективной игры является игра - драматизация.

Игра является хорошим помощником взрослых в воспитании. При этом игра – понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для ребёнка? Среди многочисленных игр, у детей дошкольного возраста пользуются игры по разыгрываемым произведениям, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей умения образного воплощения, но ещё не проявлениями самого творчества.

Игра – драматизация занимает одно из первых мест при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено её родством с театром. Игра – драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребёнку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста.

Литературные произведения подсказывают нам, какие действия следует выполнять, но в нём нет указаний о способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт.

В игры - драматизации, как разновидность сюжетных игр, взрослые не играют. Сам процесс представляется неясным, в памяти – любимые игрушки, в лучшем случае – любимые темы игры. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами. Однако игре надо учить, надо учить, надо принимать во внимание то, что это сложная творческая деятельность: двигательная, эмоциональная, речевая.

Выстраивая свою систему работы по развитию речи дошкольников с использованием игр-драматизаций, мы предложили, что данная работа должна быть построена в соответствии с правилом «от простого к сложному».

Предлагаем занятия в следующей последовательности:

  1. Обработка двигательной активности в соответствии с ролью;
  2. Коллективное и индивидуальное речевое сопровождение действий в соответствии с ролью;
  3. Интонирование текста, работа над артикуляцией;
  4. Вживание в роль, элементарная партитура реплик своего персонажа;
  5. Собственно игры-драматизации.

Важна в этом плане работа с текстами произведений, что делает художественную речь достоянием самого ребёнка, и в последующем он будет осознанно использовать её средства, особенно в таких видах деятельности, как драматизация и инсценирование.

Сплочение детей в совместной игре-драматизации способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр, активному развитию речи в ходе подготовки, проведения подобных игр.

Проведённая работа в течение года в старшей группе детского сада по развитию речи с использованием игр-драматизаций позволила улучшить понимание детьми текстового содержания, овладеть структурой высказывания, научиться правильно соотносить игровую и реальную роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пескография как средство обучения и развития детей,  имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса....

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.

В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики рук способ...

«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)

Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.Задачи:1. Продемонстрировать практи...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"

Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....