конспект НОД по ЗКР в старшей группе "Увлекательное знакомство с буквой Ж "
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зиборова Марина Сергеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по звуковой культуре речи в старшей группе

«Увлекательное знакомство с буквой Ж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rrziborova_.docx204.99 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад «Петушок»

МБОУ «Марушинская СОШ»

Целинного района Алтайского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по звуковой культуре речи в старшей группе

«Увлекательное знакомство с буквой Ж»

Автор составитель: Зиборова Марина Сергеевна

воспитатель МБДОУ «Марушинский детский сад

 «Петушок» Целинного района Алтайского края

с. Марушка 2022 г.

Цель: Формирование у детей звуковой культуры речи. Ознакомление детей со звуком [ж]

 Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять детей отчетливо и правильно произносить звук  [ж] в словах и слогах, и звукоподражательные слова с этим звуком;
  • Продолжать отрабатывать четкое произношение звука [ж];
  • Активизировать в речи детей обобщающие слова.

Развивающие :

  • Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики; 
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать речевое внимание;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Развивать интересы детей, логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности;
  • Воспитывать желание быть вежливым. 
  • Воспитывать звуковую культуру речи.

Оборудование: Электронная доска с изображением поляны, жуков, пчел, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, зеркало на каждого ребенка, деревянные массажеры для рук.

Раздаточный материал: 

картинки на каждого ребенка с изображением буквы [ж] пропись, карточки с спрятанными буквами Ж, (приложение).

Ход занятия

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводный

3 мин

Доброе утро детки! Посмотрите куда мы попали! Как красиво вокруг украшено, послушайте что написано на экране:

«На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики».

Подумайте пожалуйста, какой звук повторяется больше всего?

Правильно, Ж.

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие на лесную полянку, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

Занимайте свои места.

Дети заходят в группу и видят украшенную группу картинками жуков, пчел, на экране доски написан текст.

Появляется изображение лесной поляны с ежами, ужами и жуками.

Ответы детей:

- Ж.

Садятся за рабочие места.

Основной

20 мин

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить зарядку для нашего язычка:

  1. Язычок проснулся, потянулся.
  2. Вправо, влево наклонился
  3. Вверх и вниз пошевелился

  1. Зубки он свои помыл

  1. Губки тоже не забыл

Молодцы, теперь наш язычок готов к работе. А вы готовы?

Характеристика звука Ж:

Давайте произнесем звук Ж.

- Как  же должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Давайте повторим чистоговорку:

Жу-жу-жу, позвоню ежу!

Жи-жи-жи, приползли ужи!

Этот звук согласный, твердый, звонкий.

- Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники»,  и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили,  звук Ж – звонкий.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Правильно, нет, мы видим и пишем буквы.

- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

- Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Давайте закрепим звук [ж] и поиграем в игру «Хлопни в ладоши»

Как только услышите звук [ж] в словах, хлопайте в ладоши:

(слова для примера)

  • Шапка
  • Жук
  • Жимолость
  • Стул
  • Собака
  • Ежик
  • Лыжи

Физкультминутка:

Еж готовится к рекордам.

Будем заниматься спортом;

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает.

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. Ежик низко приседает,  

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.

- А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).

Развитие мелкой моторики с использование с помощью массажеров

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…  (ежик)

Читает стихотворение:

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

А сейчас мы с вами узнаем, как вы запомнили как выглядит буква - Ж.

У вас на столе есть картинки, на них спрятались буквы - Ж.

Ваша задача найти все, и не забывайте помогать друзьям, если они не могут справиться.

Работа в парах.

Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

- А сейчас мы с вами порыбачим:

Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжик кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовите.

В слове быстро Ж найдите.

В разные ведерки рыбки положите.

На картинке с изображением озера находятся магнитные рыбки с изображением разных предметов, дети должны поймать по одной и положить в ведерко с изображением буквы Ж в начале слова, в середине, и в конце слова.

Делают зарядку по тексту:

  1. Тянут язык вперед.
  2. Качают языком вправо и влево
  3. Поднимают вверх к носу, и опускают вниз к подбородку
  4. Облизывают зубы

  1. Облизывают губы

Да!

Повторяют за воспитателем, используют для наглядности зеркало.

Повторяют чистоговорки.

Закрывают руками уши

Произносят звук [ж]

Определяют качества звука Ж

Нет.

Детям раздаются прописи с изображением буквы [ж]

Дети обводят букву по трафарету. (приложение 1)

Хлопают в ладоши при слове со звуком [ж]

Дети встают со стульчиков и выполняют движения по тексту:

(руки на поясе)

(руки поднять перед собой)

(поднять вверх руки с напряжением)

(опускаем руки)

(приседаем)

(шагаем)

(выдох, взмахи руками)

Дополняют слово, и произносят чистоговорку за воспитателем.

Берут в руки деревянные массажеры.

Ответы детей :

Ежик.

Дети поочередно катают массажеры по каждому пальчику, и по ладошке.

(Можно использовать для массажа зубную щетку)

Дети работают в парах, ищут букву Ж на картинках.

(приложение 2)

Общаясь между собой выполняют задание.

По одному выходят к доске и ловят на магнитную удочку рыбку, рассматривают картинку и определяют местоположение буквы Ж в слове.

Объясняют свое решение, помогают товарищам, если те ошиблись.

Заключи-тельный

2 мин

Рефлексия, подведение итогов:

Ну что ж, вот и пойманы все рыбки, и выполнены все задания.

Давайте вспомним с вами, какой звук мы сегодня изучили?

Какую букву научились писать?

На кого она похожа?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Молодцы, вы отлично постарались и справились со всеми заданиями, я вами горжусь!

И хочу сказать вам большое спасибо!

Ответы детей:

Звук [ж]

Букву Ж

На жука

(Ответы детей)

Приложение 1

C:\Users\User\Desktop\квалификация\помощь\буква.jpg

Приложение 2

C:\Users\User\Desktop\квалификация\помощь\naydi-bukvu1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: «Слог. Знакомство с буквой «Н»»

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Задачи:Развивать фонематическое, зрительное восприятие, мелкую моторику; развивать память, логическое мышление.учить соотносить зву...

Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]

Цель: формирование у дошкольников фонетико-фонематических средств языка.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с новой буквой,- продолжать учить детей правильно произносить согласный звук Н,-...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой «З» и звонким согласным звуком [з]».

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте  в старшей группе общеразвивающей направленности. Цель:  знакомство детей  с буквой «З» и звонк...

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" "Звук [э]. Знакомство с буквой э".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в соответствии с ФГДОС ДО....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Тема: "Знакомство с буквой г и звуковой анализ слова град" с детьми старшего дошкольного возраста.

Обучение детей грамоте очень сложный материал для ребят, но и родители часто допускают ошибки при обучении детей буквам и чтению. Для того чтобы родители не делали грубых ошибок при обученнии грамоте ...