Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Знакомство с буквой А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Асигритова Дарья Анатольевна

Знакомство с буквой А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_znakomstvo_s_bukvoy_a_2.docx220.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  образовательной деятельности

«Буква А звук [а]»

(занятие для детей старшей группы)

Цель: знакомство с буквой А звуком [а].

         Задачи:

          1.           Познакомить детей с буквой А .    

          2.           Формировать умение произносить слова с  заданным звуком,

                        умение выделять нужный звук в словах.

          3.          Формировать умение устанавливать классификационные  

                       отношения между понятиями.

          4.          Формировать умение сочинять рассказ.

          5.          Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

          6.          Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить      

                       ударение.

           7.         Развивать речь,  фонематический слух, логическое мышление,    

                       память, внимание, воображение, восприятие, мелкую моторику      

                       руки, умение разгадывать загадки.

          8.          Расширять и активизировать словарный запас детей.

          9.          Воспитывать аккуратность,  культуру общения.

Материал.  Демонстрационный: доска, мел, звуковые фишки, иллюстрация «На что похожа буква А», иллюстрация «Арбуз»,картинка с изображением арбуза и  буквы А, рассказ «Зайка».

                  Раздаточный: картинки с изображением ягод и фруктов, два обруча (синий, зеленый), тетради с вклеенной иллюстрацией буквы А и арбуза, для раскрашивания и с образцом буквы А для прописывания, цветные карандаши.

Ход занятия

Этапы,

Виды

работ

Содержание занятия

Примечание

1.

2.

3.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

и)

к)

л)

3.

Организационный момент.

Сообщение темы

- Отгадайте  загадку:

      Он большой, как мяч футбольный,

        Если спелый  - все довольны.

        Так приятен он на вкус!

          Что это за шар?

 (Арбуз)

- Ребята, что такое арбуз?

C:\Users\Дарья\Documents\38529164-картина-арбуза.jpg

(Арбуз – это ягода с сочной мякотью и тонкой кожурой.)

Основная часть занятия.

Звуковой анализ слова «арбуз»

- Ребята, сколько звуков в слове «арбуз»?

(В слове «арбуз» пять звуков)

- Давайте разберем слово «арбуз»

 

 а     р    б    у     з

- Сколько слогов в слове «арбуз»?

(В слове «арбуз» два слога)

- Как определили?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове два гласных звука, значит и два слога)

-Разделите слово «арбуз» на слоги

 

  а    р    б    у     з

- Назовите первый слог.

(ар-)

- Из скольки звуков состоит  первый слог?

(Первый слог состоит из двух звуков)

- Назовите второй слог.

(-буз)

- Из скольки звуков состоит  второй слог?

(Второй слог состоит из трех звуков)

- Определите ударный  и безударный звуки в слове «арбуз».

(В слове «арбуз» ударным является гласный звук  [у], а безударным – гласный звук [а])

- Как определили?

(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)

- Поставьте ударение.

 

  а    р    б    у    з

- Назовите первый звук в слове «арбуз».

( [а] )

-Какими являются все остальные звуки в слове «арбуз»?

(твердыми согласными)

Фонематическая зарядка.

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

(А-а-а..)

- Как девочка укачивает куклу спать?

(Аа-аа-ааа..)

На что похожа буква А.

- Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стишок:

       

C:\Users\Дарья\Documents\na-chto-pohozha-bukva-k-stihi.jpg

 

 Вот два столба наискосок,

   А между ними поясок.

  Ты эту букву знаешь? А?

  Перед тобою буква А.

- Повторите какой буквой обозначается звук [а]?

(Буквой А)

Знакомство с буквой А.

- Ребята, посмотрите иллюстрацию и скажите какая буква А?

C:\Users\Дарья\Documents\1434197_bukva-u-animaciya.jpg

- Из скольки элементов состоит данная буква?

- Что изображено на иллюстрации?

(арбуз)

- Как вы думаете почему?

(Потому что начинаются на букву А [а] )

Игра «Кто внимательный?»

- Рассмотрите картинки.

C:\Users\Дарья\Documents\38529164-картина-арбуза.jpgC:\Users\Дарья\Documents\i.jpgC:\Users\Дарья\Documents\i (1).jpgC:\Users\Дарья\Documents\9.jpgC:\Users\Дарья\Documents\101174_yagoda-klubnika-v-kartinkah.jpgC:\Users\Дарья\Documents\malina_foto_07.jpg

           

- Перечислите, что изображено на каждой из предложенных картинок?

(Арбуз, апельсин, абрикос, ананас, клубника, малина)

- Найдите и назовите одинаковый звук в словах.

( [а])

Определение звука [а]

- Ребята, послушайте стихотворение:

 Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге  - буквы и слова.

Аист видит букву А.

И, надев очки на нос,

Он читает:

- АБ-РИ-КОС.

- Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [а] во всех словах?

(Звук [а] тянется, поется)

- Какой вывод мы можем с вами сделать, какой это звук?

(гласный)

- Верно. Запомните, ребята, звук [а] – гласный!

Подготовка руки к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Слова

Движения

Сидит белка на тележке,

Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке,

Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому

Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому.

Разгибаем мизинчик

Работа в тетрадях.

Раскрашивание буквы А

- Откройте тетради и рассмотрите иллюстрацию.

C:\Users\Дарья\Documents\1.jpg

- Что на ней изображено?

(Буква А и арбуз)

- Совершенно верно. Ребята, а каким цветом мы выделяем гласные звуки?

(Красным)

- Ваша задача, раскрасить букву А и арбуз.

- Каким цветом раскрасите букву А?

(Красным)

- А арбуз?

(Зеленым и красным, каким он и бывает)

- Давайте вспомним правила раскрашивания.

(Не давить на карандаш, не выходить за пределы рисунка, раскрашивать без пробелов)

- Сядьте удобно, спинки выпрямите. Приступайте к работе.

Упражнение  «Классификация предметов»

- Итак, рассмотрите еще раз  картинки и разделите их на две  группы.

C:\Users\Дарья\Documents\38529164-картина-арбуза.jpgC:\Users\Дарья\Documents\i.jpgC:\Users\Дарья\Documents\i (1).jpgC:\Users\Дарья\Documents\9.jpgC:\Users\Дарья\Documents\101174_yagoda-klubnika-v-kartinkah.jpgC:\Users\Дарья\Documents\malina_foto_07.jpg

- В  синий обруч - разместите  картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположите картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объясните свой выбор.

        

-Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?

(В синий обруч отнесли ягоды, в зеленый обруч отнесли фрукты)

- А можно ли их объединить в одну группу, т.е. назвать их одним словом?

(Нет. Совершенно разные понятия)

Прописывание буквы а

- Откройте тетради. Посмотрите на  образец и обратите внимание как правильно пишется буква А.

- Почему она записана красным цветом?

(Потому что звук [а] гласный, а гласные нужно выделять красным цветом)

- Верно. Допишите не достающий элемент у буквы А изображенной в тетради и пропишите ее до конца строки через клетку.

А

Игра «Сочиним рассказ»

- Послушайте внимательно задание. Я вам буду читать рассказ, а ваша задача досочинить его в тех местах, где это будет необходимо:

Зайка

«На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц).

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук  [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушки для его детей – зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки?  (Машинки, куклы, пирамидка и т.д.). Зайчатки были рады»»

Итог занятия.

- С какой буквой и звуком познакомились?

(С буквой А звуком [а] )

- Что мы узнали об этом звуке?

(Что звук [а] гласный)

- Дети сидят на ковре

-Дети сели за столы

-Дети сели на ковер

 

-Дети сели за столы

-Дети сидят на ковре

-Дети сидят за столом

-Дети сидят на ковре

-Дети сидят за столом

-Дети сидят на ковре

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Д"

Цель: Знакомство со звуком и буквой ДЗадачи: • познакомить детей с согласным звонким звуком [Д] и его графическим обозначением; повторить звуковой анализ слов: ДОМ, ДЫМ, ДУШ; уметь находить букву...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Ж"

Цель: Знакомство со звуком [Ж] и его графическим обозначениемЗадачи:• познакомить с согласным звуком [Ж] и его графическим обозначением, закреплять умение определять звук в словах.• активизи...