Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шпилевая Светлана Дмитриевна

Используя мнемотаблицы, поможет детям пересказывать тексты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Пересказ рассказа Э. Шима

«Очень вредная крапива»

                                               

                                               Выполнила: воспитатель Шпилевая С.Д.
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать  тексты, правильно строить предложения.

Задачи:

1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.

2) Воспитывать познавательный интерес

3) Совершенствовать двигательную активность

4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их

Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка

наглядные: демонстрационный материал

- словесные: беседа, вопросы, объяснения

1. Организационный момент.

Ребята отгадайте загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить

У забора, где дрова-

Летом выросла трава.

В руки ту траву возьмёшь-

Больно кожу обожжёшь!

То – не чудо и не диво,

А обычная….(Крапива.)

       Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)

      Растёт под забором.

До чего же злючий норов,

А пожаловала в щи -

До чего же хороши!

(Крапива.)

Правильно это крапива 

Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая(красивая, зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая,витаминная, высокая, и т. д.) Молодцы

   2. Сообщение темы. Мы сегодня познакомимся с новым прозведением. Это рассказ «Очень вредная крапива». Написал этот рассказ Эдуард Юрьевич Шим - показ портрета писателя.

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт) писатель, драматург, сценарист родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Умер 13 марта 2006г. Во время войны был эвакуирован в Костромскую область, вырос в детском доме. С 16 лет Эдуард Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки- столяр и садовод, токарь и шофер». Э. Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Писал преимущественно для детей о природе. Он любил изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.

    3. Основная часть. Чтение рассказа ЭШима«Очень вредная крапива»

Чтение рассказа с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ

        Чтение рассказа:

                                         Очень вредная крапива

                Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.

- Вот тебе. Вот тебе.

- За что? – спрашивает бабушка.

- А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

- И крапиве?

- И крапиве.

- Я не буду кланяться, да спасибо говорить!

- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

- Почему я обрадуюсь?

- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

- А каких?

- Пальчики оближешь!

     Ребята встретились ли вам в этом тексте не понятные слова по значению?

- «макушки сшибать» - бить по самой верхней части растения.

- «Обстрекала» -колоть, обжигать.

     3. Беседа по содержанию рассказа.

• Как называется рассказ?

  • Кто написал рассказ?

• Что собирать полез мальчик?

• Что ему обтрескало ноги?

• Что стал делать мальчик с крапивой?

• Кто пришел к мальчику?

• Что бабушка сказала?

• Для кого нужна крапива?

• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?

      -Ребята, так о чем же этот рассказ? (О крапиве и её пользе)

-В чём главный смысл этого рассказа? 

Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

    Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»

     Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

 4. Составление мнемотаблицы

   Мы будем  пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, составим мнемотаблицу.

    Мнемотаблица – это схема с маленькими картинками, в которых заложена основная информация.

     • Зеленая крапива

• Мальчик рвет малину

• Он обжег руки и ноги

• Сшибает верхушки крапивы

• Разговор с бабушкой

• Чем полезна крапива

      5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

6. Пересказ рассказа детьми.

Пересказ рассказа детьми по цепочке, затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные)

7.Работа над пословицей:

Скажите, а как вы понимаете эту пословицу «Жгуча крапива родится, да во щах уварится».

Ребята, в природе нет ничего лишнего

– И вредные осы, и

прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид

животных, например, зайцы, в природе нарушается равновесие».

8. Итог занятия.

- Что вы делали на занятии?

-Ребята, так о чем же этот рассказ? (О крапиве и её пользе)

-В чём главный смысл этого рассказа? 

Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

- Кто написал этот рассказ?

- Чей пересказ вам понравился больше всего?

(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. "Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Знакомство детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом "Золотой луг"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В. Бороздина "Первый в космосе"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В.Бороздина "Первый в космосе"...