«Речевая готовность детей к школе»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Марина Николаевна Вайс

выступление перед родителями будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

«Речевая готовность детей к школе»

(выступление учителя-логопеда на родительском собрании будущих первоклассников)

          Здравствуйте уважаемые родители, я Вайс Марина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская рада приветствовать Вас.  Моё выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению в школе.

Говоря о готовности к школьному обучению, необходимо обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка, поскольку именно при помощи русского языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы. От того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы, но в первую очередь, конечно, русского языка и чтения.

Родителям важно в первую очередь следует обратить внимание на:

  1. правильное произношение звуков;
  2. умение различать звуки речи на слух;
  3. владение навыками звукового анализа и синтеза;
  4. словарный запас;
  5. сформированность грамматического строя речи; 
  6. связную речь;
  7. речевую коммуникацию;
  8. мелкую моторику рук.

         Хочу остановиться подробнее на каждом из них.

Звуковая сторона речи (звукопроизношение). К моменту поступления в школу ребёнок должен правильно произносить все звуки речи русского языка и не путать их между собой в речевом потоке. Если возникли сомнения, то запишитесь на консультацию к учителю-логопеду.

Фонематический слух, звуковой анализ и синтез. К навыкам звукового анализа и синтеза относятся:

  • умение выделять звук на фоне слова; 
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Лексическая сторона речи (словарный запас).  К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов).  В своей речи,  ребенок  должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, числительные, предлоги, союзы), подбирать обобщающие понятия для группы предметов, антонимы, синонимы, знать многозначные слова, понимать переносное значение слов.        

         Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Дети испытывают трудности в  осознании значение прочитанных слов, предложений, текста. Большие трудности вызывают метафоры и сравнения.

         Грамматическая сторона речи (навыки словоизменения и словообразования).  Ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

         Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:

  • замены суффиксов (козлята – «козленки»);
  • замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Связная речь. К 7 годам ребёнок должен уметь:

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
  • составлять описательные рассказы;
  • составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин;
  • отвечать на вопросы по тексту. 

         Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

 Речевая коммуникация:

  • ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь;
  • уметь строить общение с учётом ситуации;
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • пользоваться формами речевого этикета.

Последствия низкой речевой готовности:

  • У ребёнка возникают трудности с формированием чтения и письма (дислексия, дисграфия), ведущие к неуспеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам.
  • Появляются сложности в общении со сверстниками.
  • Снижается мотивация к учебной деятельности.

Мелкая моторика рук. Развитию мелкой моторики способствуют: пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и аппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  1. Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  2. Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка;
  3. Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  4. Не ругать ребёнка за неправильную речь;
  5. Ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  6.  Осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с педагогами;
  7. Больше общаться с ребёнком, чаще читать. 

         Речь ребёнка - важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь Вашего ребёнка будет правильной, красивой и совершенной.

         Желаю вам только приятных и радостных воспоминаний от встречи со школой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".

В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Речевая готовность детей к школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...

презентация "Речевая готовность детей к школе"

В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...