Психологические основы недоразвития речи у детей ясельного возраста
консультация по развитию речи
речь ребенка ясельного возраста, что влияет не задержку речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические основы недоразвития речи у детей ясельного возраста.
В детский сад дети приходят в возрасте 2 – 2,5 лет. При этом у них довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы и не имеют нарушений слуха или поражений нервной системы. В чем же причина?
Проведенные исследования установили несколько важных аспектов, которые имеют огромное значение при становлении речи ребенка:
- Развитие предречевых реакций.
- Психотравма.
- Развитие мелкой моторики.
- Неудовлетворение ребенка в эмоциональных контактах.
- Недостаточный словарный запас.
- Стремительное речевое развитие.
Рассмотрим более подробно.
Развитие предречевых реакций.
Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат с 1,5-х месячного возраста. Сначало гуление (протяжные звуки – а-а-а-а), затем гуканье (гу, ду), потом лепет (слоги та-та, да-да ба-ба). Эти реакции – ига и доставляют ребенку большое удовольствие, а также тренируют артикуляционный аппарат. Чтоб эти реакции возникли нежен не только хороший уход за ребенком, но и эмоциональное общение со взрослым. Ребенок должен слышать себя и взрослого, видеть мимику и артикуляцию говорящего. Таким образов вырабатываются точные связи между звуком и артикуляцией. Также большое значение имеют мышечные ощущения, которые ребенок получает при кормлении, т.к. эти же мышцы участвуют в произношении звуков. Поэтому если ребенок долго получает протертую пищу, то четкая артикуляция звуков задерживается.
Психотравма.
Ну, какая вроде бы разница новорожденному младенцу, где и с кем быть впервые недели жизни? Он ведь почти все время спит. Уход в больнице, вполне приличный, детей не бросали на произвол судьбы, вовремя кормили, перепеленывали, делали всякие процедуры. Но крохотному, еще, казалось бы, ничего не понимающему созданию необходим эмоциональный контакт с близкими. А попросту говоря, материнская любовь.
Нехватка эмоциональных контактов травмирует ребенка, и он пытается это компенсировать разными доступными ему средствами. Например, начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример таких стереотипных действий - упорное раскачивание. Страх общения, ночные кошмары тоже могут быть следствием психотравмы. Когда же ребенок попадает в нормальные условия, симптомы госпитализма со временем проходят, хотя, это порой может растянуться на несколько лет.
Родителям важно понимать, что странности ребенка, побывавшего в раннем возрасте в больнице, - вовсе не капризы. Не надо его "перевоспитывать": торопиться отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно почаще прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им как воздух необходим физический контакт с взрослыми, необходим гораздо дольше, чем обычным детям.
Развитие мелкой моторики.
Движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, которые сочетались с выкриками и воплями. Движения рук совершенствовались, увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки в головном мозге. В зоне этой проекции находится и центр речи, отсюда и прямая взаимосвязь. Развитие тонких движений рук и речи идет параллельно. До тех пор пока движения пальцев рук не станут свободными, развитие речи добиться не удастся. С 6-7 месяцев можно начинать тренировать пальцы рук: делать массаж каждого пальца, перебирать крупные предметы, бусины, использовать пальчиковые игры.
Неудовлетворение ребенка в эмоциональных контактах.
Некоторые взрослые считают, что брать ребенка на руки вредно, разговаривать – рано, игрушек достаточно для игры и компании малыша. В эмоциональном плане очень напоминает психотравму. У такого малыша не инициативы в игре, он растет молчаливым, вялым, не самостоятельным. Разговаривать не с кем и не зачем.
Недостаточный словарный запас.
Когда ребенок имеет к году 3 – 5 слов и не стремиться повторять новые слова. Его понимают родители, ему достаточно жеста или мимики, чтоб его желание было удовлетворено. Естественно, что речевая активность такого ребенка снижена, словарный запас мал и беден.
Стремительное речевое развитие.
Когда первые слова появляются раньше возрастной нормы, ребенок рано начинает говорить предложениями, используя сложные слова и обороты, может возникнуть следующая ситуация. Родители в восторге и при каждом удобном случае демонстрируют успехи своего ребенка, его учат рано читать, заучивать тексты, рассказывают много и сложно. И вдруг ребенок начинает плохо спать, плачет во сне, появляются страхи. Это происходит потому, что неокрепшая психика не справляется с объемом информации, перевозбуждается. Ребенку, в такой ситуации, нужен отдых, особенно речевой.
Что делать и как развивать речь в ясельной группе детского сада:
- Пальчиковые игры для развития мелкой моторики.
- Распевки гласных звуков
- Игры с использованием мимики и артикуляции.
- Произносить слова медленно и четко при заучивании стихов или четверостишей.
- Игры - контакт детей друг с другом ладошками, объятия, поглаживания по спинке, ручке, плечику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-6380-1541500838.jpg)
Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/20/picture-61018.jpg)
презентация " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста"
Презентация на тему " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста" раскрывает объективные и субъективные причины возникновения ОНР у детей старшего дошкольного возраста. В пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/20/picture-52237-1487614753.jpg)
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/13/picture-96197.jpg)
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/13/picture-96197.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
описана система коррекционной работы с детьми с онр....
Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»
Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550306-1418504844.jpg)
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...