Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Скиданова Ирина Петровна

Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих порой неразрешимых школьных проблем скрыты в дошкольном возрасте, в том, что детям не была своевременно оказана столь необходимая им специальная помощь.Дисграфии – это специфические нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Я выбрала эту тему, так как меня очень тревожит, что за последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста, что отмечается и в специальной литературе, где публикуются, что 70-90 % детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения имеют признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества.

  Перед нами педагогами встает огромная проблема, эти буквально кричащие цифры обязывают, нас к тому, чтобы каждый ребенок в период становления у него речи был в поле нашего внимания.

  Особая острота этой проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. И, прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой.  Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих порой неразрешимых школьных проблем скрыты в дошкольном возрасте, в том, что детям не была своевременно оказана столь необходимая им специальная помощь. Ведь дисграфии – это специфические нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил. Отклонения от нормы в речевом развитии ребенка может проявляться:

-  бедностью его словарного запаса,

- несформированностью грамматического строя речи,

- несовершенством звукопроизношения.

Хотя все эти три стороны речи представляют собой неразрывное единство и развиваются одновременно, считаю, что особенности формирования каждой из них требуют от дельного рассмотрения.

  Во-первых, он зависит от четко выработанной системы речевых навыков у дошкольников (см. схему 1).

Во-вторых, этот процесс не будет совершенным и успешным без взаимодействия его участников (см. схему 2)

В-третьих,  условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависят от взрослых, несущих ответственность за счастье и здоровье детей (см. схему 3).

  Накопление словарного запаса.

 Каждому ясно: чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточном большом словарном запасе и правильном понимании лексического смыслового значения каждого слова.  

   Накопление словарного запаса происходит с того момента, когда ребенок начинает понимать речь взрослого, с появлением первых слов в его собственной  речи.

    Примерно с 3-3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова, которые  обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи и т.д.

 Это самый важный этап, являющийся  самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.

   Все названия предметов (имена существительные, отвечающие на вопросы Кто? Что?) подразделяются на смысловые группы, например: обувь, звери, цветы, транспорт и т.д.

  Название действий  состояний (глаголы, отвечающие на вопросы что делает? что сделает?). Можно так же сгруппировать действия людей, способы передвижения, наименования явлений природы.

   Названия признаков предметов (имена прилагательные, отвечающие на вопросы какой, какая, чей? Прежде всего, подразделяются по цвету, по форме, по величине, по размеру, по температуре, по материалу и т.д.

   Название признаков действия (наречия, отвечающие на вопросы где?

Когда? Как? Каким образом?) Классифицируются так: по месту или направлению, по времени, по образу, по причине, по цели.

  Необходимо следить за тем, чтобы словарный запас ребенка равномерно развивался по всем группам слов. Достаточность или недостаточность словарного запаса можно выявить с помощью простых диагностических приемов: наблюдение за речью ребенка, дидактических игр, словесных игр.

  Словарный запас ребенка систематизируется постепенно, на первых порах малыш просто запоминает и повторяет слова за взрослыми названия наиболее важных для него предметов и действий. Слова в его сознании еще не связаны между собой смысловыми связями, существуют как бы изолированно – каждое слово само по себе. Например, если ребенку предложить малышу в ответ на сказанное вами слово чашка сказать любое другое слово, то он назовет слова, не имеющие никакой связи с заданным словом мишка.

  В дальнейшем ребенок постепенно начинает замечать, что некоторые предметы и явления в нашей жизни очень часто соседствуют. На этом этапе ребенок в ответ на сказанное вами слово чашка уже сможет назвать связанные с ним слова пить, чай.

  Ребенок старшего дошкольного возраста при нормальном ходе речевого развития улавливает более глубокую общность слов, чем связь по внешней ситуации. Поэтому известные ему слова он начинает объединять по «внутреннему» тематическому признаку. В этом возрасте ребенок в ответ на слово чашка назовет предметы аналогичного назначения тарелка, блюдце.

   В плане систематизации словаря очень важно, чтобы ребенок овладел умением подбирать как близкие по смыслу слова, синонимы, так и противоположные – антонимы.

   Большую роль в обогащении словарного запаса играет детское словотворчество, которое обычно бурно развивается у детей с трех лет. Это начало овладения правилами словообразования, что исключительно важно для усвоения ребенком грамматических норм языка. Детское словотворчество  всячески поощряю, включаясь в занимательную игру с ребенком, но не забываю в ходе игры давать правильные образцы словообразования.

   Слабое владение учащимися начальных школ правил словообразования, есть следствие педагогических упущений в дошкольном возрасте.

  Надо ли объяснять насколько сложно ребенку, всю эту работу проделывать самостоятельно и до какой степени важна помощь взрослого. Грамотную помощь обязаны оказать родители, и мы педагоги дошкольных учреждений – чтением, словесными играми, дидактическим играми и упражнениями, обучением рассказыванию по картине, об игрушках, составлению собственных творческих рассказов и сказок, драматизации сказок и детских рассказов, наконец, своей грамотной и образной речью.

  - Грамматический строй речи.

  Еще одной причиной безграмотности учащихся, является несформированность грамматического строя речи в дошкольном детстве.

 Крупнейший специалист в вопросах становления детской речи А.Н. Гвоздев говорил о том, что еще до начала сознательного изучения грамматики каждый         ребенок, не имеющий никакого понятия ни о склонении и спряжении, ни о суффиксах, приставках и предлогах, уже привыкает правильно употреблять грамматические формы в устной речи. Если этот этап пройден полноценно, то и в школе ученик спокойно овладеет грамматическими правилами, потому что самым естественным образом «лягут» на уже усвоенные им и практически ставшие для него привычными нормы устной речи. Более того, он будет даже обрадован тем, что узнает теперь и «теорию», которой как оказалось, уже давно пользуется на практике.

  Но совсем в ином свете предстанут эти же самые правила для ученика, не умеющего грамотно строить свою устную речь. Ребенок почувствует себя перед ними полностью беспомощным. Действительно, если он привык говорить, что чашка стоит «на столу», «тапочки под кроватем», а соль по вкусу «соленый», то именно так он и будет писать.

   Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни, когда ребенок переходит от отдельных слов к фразовой речи. Он должен научиться связывать слова между собой, согласуя их в роде и падеже. Этим сложным умением ребенок овладевает далеко не сразу, и самые первые его «предложения» состоят из аморфных слов-корней, употребляемых без всяких окончаний.

   В дальнейшем при нормальном ходе развития ребенок в основном самостоятельно овладевает грамматическими нормами языка, принимая за образец речь окружающих его взрослых людей. Здесь также очень важна грамотная  речь.

     К четырем годам ребенок в своей речевой практике овладевает всеми типами склонений и спряжений и перестает путать окончания слов. Понятно это происходит не сразу:

1. Сначала ребенок усваивает наиболее употребительные грамматические формы. Например: у имен существительных множественного числа наиболее употребительные окончания –ы , -и, значительно реже –а, -я и тем более –ья.

Поэтому, усвоив формы множественного числа типа столы, кошки, ребенок употребляет такие же окончания и во все остальных случаях «домы», «деревы». До 3-4 лет это вполне нормально.

2. Очень характерно для детской речи сохранения основы слова при различных его видоизменениях. Читать – читаю, играть -  играю, убирать – убираю. Усвоив эту закономерность, ребенок распространяет ее на все однотипные слова: «рисовать - рисоваю, лизать – лизаю». Тот же принцип сказывается и при чередовании согласных в корне слова: «уши-ухи, петухинный вместо петушиный, медведий вместо медвежий»

  Однако после четырех лет отмеченные своеобразия должны исчезнуть из употребления. Если же ребенок все-таки продолжает  неправильно образовывать слова множественного число, то необходимо «проработать» с ним много других слов с однотипным окончанием.

  Для окончательного закрепления правильных грамматических форм очень важно специально создать такие условия, в которых ребенок должен будет употреблять слова с предлогами во фразах. Удобнее всего это сделать путем вопросов по картинкам. «Где стоит стакан? На столе. Где висит люстра? На потолке. Где лежит мяч? На полу».

  После такой специальной обработки материала в дальнейшем можно будет ограничиться исправлением неправильно употребляемых ребенком окончаний для полного изжития аграммтизмов.

      Такую же работу надо проводить при воспитании у детей умения правильно согласовывать прилагательные с существительными и существительные с числительными. «Красный шарик, красное платье, красная лента». Далее – ответы ребят на вопросы по картинкам: «Какая у девочки лента? – Красная. Какое это дерево? – Большое, или пять столОВ, семь оленЕЙ, десять перьЕВ.

    Отдельного внимания заслуживает вопрос словообразования, поскольку без полноценного овладения им вообще не может быть и речи о возможности грамотного письма. Под словообразованием понимается образование от заданного слова других слов того же самого корня – родственных слов: «стол-столовая-настольный-столица». Что же дает хорошее владение навыком словообразования для овладения грамотным письмом? Оно позволяет быстро и в то же время безошибочно находить проверочные слова. Так, в ходе игр в слова,  дети учатся подбирать целые цепочки родственных слов.

  До начала школьного обучения ребенок должен овладеть такими наиболее распространенными способами словообразования:

1. Образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов –ик-,

-ечк-, -ышк. При этом  использую разные суффиксы, чтобы ребенок не пытался «подводить» словообразование только под наиболее распространенные в языке формы.

 2. Образование глаголов при помощи приставок: «ходить – приходить – уходить - переходить, плавать – приплывать – уплывать – переплывать».

Стараясь при этом, чтобы ребенок понимал разницу в смысловом значении одного и того же глагола.

3. Образование относительных имен прилагательных от имен существительных: «из шерсти – шерстяное, из кожи – кожаная, из соломы – соломенная». Здесь также считаю необходимо использовать примеры с разными суффиксами.

4. Образование притяжательных прилагательных от имен существительных: «мамин, бабушкин, лисий, волчий». Этот способ словообразования, как и предыдущий, дети усваивают лишь к концу дошкольного детства.

   Если дети 6-7 лет затрудняются в ответе на вопрос: «Если платье сшито из шелка, то оно, какое  (шелковое), то это говорит о том, что имеет место отклонение от нормы в речевом развитии. В подобных случаях  с детьми нужно проводить специальную работу по тренировке в словообразовании. Делается это при помощи множества однотипных примеров: «ключИК, домИК, коврИК, чашЕЧКа, ложЕЧКа, шишЕЧКа, флажОК, дркжОК, крылЫШКо, перЫШКо. Или утИНая, собАЧья, слонОВая, ежОВая.

  При этом особое внимание нужно обратить на случаи  чередования согласных в корне слова при образовании новых слов:

 «ДруГ – друЖок, флаГ – флаЖок, петуХ – петуШок, волК – волЧий».

   Необходимо соблюдать некоторые условия, которые помогут успешно овладеть ребенку грамматическими нормами языка в дошкольном детстве.

1. Позаботиться о правильной языковой среде. Необходимо, что бы все взрослые кто окружают ребенка, говорили правильно, не искажали слова и у малыша не будет возможности подражать неправильные языковые формы

2. Всячески избегать двуязычия в период становления у ребенка речи, поскольку в этом случае он будет полностью дезориентирован – не поймет, каким языковым нормам следовать.

3. Избегать в присутствии ребенка торопливой, неряшливой речи, которую он не может четко воспринимать, а значит, и использовать как полноценный образец для подражания.

4. особое внимание обращать на четкость произнесения окончаний слов и предлогов самими взрослыми людьми, поскольку эти элементы нашей речи в большинстве случаев являются безударными, а значит, и неопределенно слышимыми.

5. Постараться увлечь ребенка игрой «в слова», сделав это для него интересным и даже радостным занятием, которое ему нравится и вызывает у него только положительные эмоции.

 - Правильное звукопроизношение.

Еще один залог успешного обучения в школе – это правильное звукопроизношение.

   Речь маленьких детей в период ее формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, речь его недостаточна ясная и чиста по звучанию. Все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают у детей к 4-5 годам, но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т.е. и родители и воспитатели говорили правильно, внятно.

  Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

Для педагогов-практиков массовых ДОУ и родителей детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием важно профилактическое направление, которое по свом задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной различными программами воспитания и обучения в детском саду. Звуковая культура речи, т.е. ее произносительная сторона, является одной из сторон общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи нормам литературного языка. Такая системная работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

   Уже с раннего возраста в каждой возрастной группе в процессе специально организованного в игровой форме обучения педагогами и родителями постепенно решается задачи овладения ребенком полноценной техникой речи.

                                              Техника речи.

 Она включает в себя следующие разделы: дикция, дыхание, голос, орфоэпия.

Параллельно с обучением технике речи обязательно проводится работа по формированию ритмико-мелодической стороны речи – темпа, ритма, логического ударения, мелодики, эмоциональной окрашенности высказывания.

  Овладение правильной техникой речи имеет большое значение, для человека начиная уже с дошкольного возраста. Необходимость обучения дошкольника, даже не отстающего в речевом развитии, четкой дикции, правильно поставленному, физиологическому и на его основе речевому дыханию и мягкой голосоподаче, а так же необходимость развития просодической стороны речи обусловлены множеством причин.

   Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечного согласного и целого слога, гласных и согласных звуков в нутрии слова, звучании «сквозь зубы» при нормальном изолированном произнесении звуков. Малоподвижные органы артикуляции при отсутствии неврологической микросимптоматики и выраженных дефектов в строении артикуляционного аппарата мешают четкому и ясному произнесению как гласных, так и согласных звуков в речевом потоке. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность, так же «проглатываются» окончания слов. Замедленный темп делает речь монотонной, при этом снижается ее выразительность.

  Еще острее встает вопрос о значении четкой дикции с поступлением ребенка в школу. Между чистотой  звучание детской речи и орфографической грамотности письма установлена тесная связь. Младшие школьники обычно используют прием проговаривания, и поэтому несовершенства дикции может отразиться на письме в виде пропусков и замен гласных, потере конечных букв или букв внутри слова, а так же окончаний слов. Чтение в слух у таких детей будет невнятным, невыразительным (в соответствии с их произносительными особенностями), поэтому нередко у данной категории школьников начальных классов может быть частично нарушено понимание прочитанного и затруднен пересказ содержания текста.

  Таким образом, хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает для ребенка привычным точную артикуляцию все звуков речи, помогает выразительности речи.

  Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но, с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной тренировки), - процесс управляемый. Существует несколько видов физиологического дыхания, наиболее правильным из них является диафрагменное дыхание, его используют как основу речевого дыхания. Для речи особенно монологической, физиологического дыхания не хватает; речь и чтение в слух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным. Дышать нужно обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредна, так как часто приводит к заболеваниям всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, благотворно воздействует на кровеносные сосуды головного мозга. Развитие правильного физиологического дыхания лежит в основе многих методик лечения и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы, неврозов.

  При  речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха: после короткого вдоха носом следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох.

  У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, когда создается повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжелое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребенка со стороны взрослого и т.д.), на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание. Кроме того, воспитание у ребенка правильного дыхания в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.

   В своей работе я использую разные дыхательные гимнастики и методики, которые помогают формировать у детей правильное дыхание.

    Звучный, гибкий, красивый голос формируется на основе правильно поставленного дыхания.

   У детей могут быть такие голосовые особенности, как неумение говорить шепотом или, наоборот, тихий голос, а так же нарушение голоса: ослабленный, хриплый, осиплый или гнусавый голос. К нарушениям могут привести постоянные перенапряжения голосовых связок в результате не соблюдения основных правил гигиены голоса при пении, подражании резким звукам, а так же различные заболевания дыхательного и голосового аппарата.

   В целях профилактики нарушения голоса надо следить за стоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом. Особое значение это имеет для детей, перенесших заболевание верхних дыхательных путей.

Этим детям не следует давать большой нагрузки на голос, т.е нельзя требовать от них громкой речи и пения. Родителям и педагогам рекомендуется беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

    Орфоэпия- раздел лингвистики, в котором изучаются правила произношения. Отклонение от общепринятых норм произношения отрицательно влияют на речевое общение, отвлекают от смысла произносимого и мешают его пониманию. Приучать ребенка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет, и речь взрослого (педагога, родителей) должна служить образцом для подражания.

    Таким образом, овладение полноценной техникой речи – сложный, длительный процесс, требующий специальных занятий, основанных на соблюдении принципа «от простого к сложному», последовательности и систематичности.

                    Совершенствование звукопроизношения    

    Еще одно направление работе, которому необходимо уделить пристальное внимание –  это обучение детей звукослоговому анализу слова. А  это так же является залогом успешного обучения  в школе.                         

 Как показывает моя практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения.

   Следует помнить, что навык чтения, формируется у ребенка только после овладения навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен  усвоить, что предложения состоят из слов, слово – из слогов, слоги – из звуков, расположенных в определенной последовательности.

  Работа по звукослоговому анализу слов  я сочетаю с работой по развитию речи, которая веду по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.

  Начинала свою работу  с ознакомления дошкольников со звуками, и считаю, что целесообразно осуществлять ее в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з – песенка комара, с – песенка водички, ж – жужжание жука). Этот прием широко используется в педагогической практике на занятиях по обучению грамоте.

  Большой эффект дает использование шуток – чистоговорок. Дети с удовольствием слушают их, запоминают и повторяют. Ло-ло-ло мяч попал в стек-ло. Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях «Зима в городе», «Чей пароход лучше гудит?»

  Существуют разные приемы, помогающие развивать у детей способность дифференцировать речевые звуки – фонемы:

1 Узнавание не речевых звуков.

-  послушать звуки за окном, ответить на вопросы: «Что шумит? Что гудит? Кто смеется?»

- послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора.

- выбрать водящего, закрыть ему глаза, спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, ориентируясь на силу звука.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса.

 Игры: «Улиточка, Угадай, чей голосок? Угадай кто это?»

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Детям предлагаются картинки, названия которых близки по звучанию: рак – лак, коза – коса, лужи – лыжи, ребята должны найти соответствующие пары.

4 Дифференциация слогов.

Когда дети достаточно подготовлены, они учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры: на-на-на-па, дети определяют, какой слог лишний. Затем ряды усложняются.

5. Дифференциация фонем.

Дети учатся различать фонемы родного языка, причем начинать следует с дифференциации гласных звуков.                                                                          «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а». 

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Начинать следует с определения количества слогов в слове, с помощью приема «отхлопывание». Далее дети учатся анализировать гласные и согласные звуки.

Работу по воспитанию слухового внимания начинаю с того, что учу ребенка слушать обращенную к нему речь. Считаю, что детей нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не слишком полагаюсь на то, что дети спонтанно ими овладеют. Для этого предлагаю использовать игры: «Пропой гласные звуки. Узнай гласный звук. Сигнальщик. Назови только твердые согласные. Узнай первый звук в слове. Кто больше назовет слов на этот звук. Догадайся, какой звук я хочу произнести».

     Я осуществляла свою работу по этим основным направлениям, достигнув следующих результатов:

- звукопроизношение возросло на 3,4 % , (см. график звукопроизношение);

- грамматический строй речи на 4,5 %, (см. график грамматический строй речи);

- обогащение словаря на 4,3 %, (см. график обогащение словаря).

 

   

                       План  

1. Описание проблемы.

2. Основной доклад.  

3. Диагностика.

4. Приложение.

6 Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет и технология её развития на логопедических занятиях

Изучение особенностей памяти детей и применение игровых приёмов и специальных методик по развитию памяти на логопедических занятиях....

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет

Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....


 

Комментарии

Скиданова Ирина Петровна

"Существенным является не столько то,чему ребенок научился,сколько то,чему он способен научиться,а зона ближайшего развития и определяет,каковы возможности ребенка в планеовладения тем,чем он еще не владеет,но может овладеть с помощью,по указанию взрослых,в сотрудничестве." Л.С.Выготский