Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи

Тема:  Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

Цель: Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veseloe_nastroenie.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема:  Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

Цель: Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что недавно был праздник 1 Мая. Спрашивает, какое у детей настроение было в этот день (праздничное, веселое, радостное, бодрое).

- А если у человека не очень хорошее настроение? Каким словом можно назвать такое настроение?  Невеселое, грустное, печальное, унылое, тоскливое.

-  Невеселое, унылое настроение бывает, например, оттого, что плохая погода. Я сейчас прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой. В нем как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого плохое.

Утро

— Какое сегодня утро?

— Сегодня плохое утро.

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь

— Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь,

— Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солниа,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

— Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солние,

Обязательно будет солние

И прохладная синяя тень.

- Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении описано утро?

- Плохое утро — хорошее утро, скучное утро — веселое утро.

-  Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой день?

- Хмурый, серый, пасмурный лень.

При затруднениях следует прочитать соответствующие строчки стихотворения.

-  А когда светит солнце, как мы называем такой день? Солнечный, ясный...

- Составьте рассказ на тему «Веселое настроение». Дети выполняют.

- Если я попрошу вас вспомнить слово, противоположное по смыслу слову плохой, это будет какое задание — трудное или легкое? Легкое.

- Что еще может быть легким?  Легкая задача, легкий груз, легкий ветер.

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «Человек несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан? Какой в нем груз? Дует слабый ветер, ветерок. Как об этом сказать по-другому?»

- Как по-другому, близкими по смыслу словами, сказать про легкую задачу?

- Нетрудная, несложная, простая.

- А если задача не легкая, то какая она? Трудная, тяжелая, сложная.

-  Если чемодан не легкий и в нем много вещей, то какой он?  Тяжелый.

- Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он?  Сильный.

-  Вот какое это слово — легкий! Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то противоположное по значению, смыслу, слово будет... тяжелый. Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные слова... тяжелая, трудная, сложная. Если мы называем ветер легким, слабым, то противоположное по смыслу слово будет... сильный.

Послушайте, что я вам расскажу. Я слышала, как один маленький мальчик сказал другому: «Посмотри, у лошади два хвоста! Один хвост впереди, на шее, а другой — сзади, на спине». Какое слово не знал мальчик?

-  Слово грива.

Игра «Задумай слово»

-  Слова нужно задумывать всем знакомые, понятные. Тот, кого я вызову, скажет, что обозначает задуманное слово. Но сначала отгадайте, какое слово задумала я: комната, где занимаются

ученики в школе. Что это?  Класс.

-  А вот еще: маленький упругий шар для игры (мячик).

Если дети отвечают «мяч», нужно подчеркнуть: я сказала маленький. Далее слова задумывают дети.

Игра «Ручка»

- У белки и волка — лапы, у мамы и папы — руки, а если одна — то рука. У ребенка — ручка. Нарисуйте ручку.

Отгадайте загадки.

Всем, кто придет,

Всем, кто уйдет,

Ручку подает.

(Дверная ручка.)

Я с собой ее ношу,

Не макаю, но пишу.

Замечательная штучка —

Самопишущая ... (ручка)

- Какие предмет называют словом ручка? Что можно делать ручкой? Писать, махать.

- За ручку можно...держать. назовите предметы, у которых есть ручка.

-  Сумка, авторучка, чашка, зонтик, сковородка, холодильник, кастрюля, ящик у стола, дверь.

- Послушайте пословицу: «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». Что означают образные выражения: «золотые руки», «мастер на все руки»? Дети отвечают.

Игра «Ножка»

-  Отгадайте загадки.

В лесу на одной ножке

Выросла лепешка.

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

У кого одна нога,

Да и та без сапога?

(Кочерга.)

Стоит матрешка на одной ножке.

Закутана, запугана.

(Капуста.)

Четыре ноги, а не ходит. (Стол.)

- Какие еще предметы имеют ноги? Дети отвечают.

- Про что мы говорим «ножка»?

- У дивана, стула, у ребенка, куклы, у гриба.

- У всех этих предметов есть... ножки. Что общего у этих предметов? Дети отвечают.

- Чем они отличаются? Дети отвечают.

- Какие предметы имеют ножки?

-  Стол, стул, шкаф, диван, гриб, сороконожка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....