Реализация проекта по развитию речи в средней группе
проект по развитию речи (средняя группа)

Дмитриева Тамара Иннокентьевна

Реализация проекта "Говорим красиво" в средней группе "Смешарики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальная Бюджетная Дошкольная Образовательная Организация

Детский сад «Солнышко» п. Николаевский.

ПРОЕКТ  по развитию речи

«Говорим красиво»  

Средняя группа

Воспитатели: Дмитриева Тамара Иннокентьевна

Батуева Наталья Викторовна

2021г.

   Реализация  проекта  по развитию речи в средней группе  

Тип проекта: познавательно-творческий, информационный

Вид проекта: долгосрочный с сентября 2021г. по март 2022г.

Участника проекта: дети средней группы ,воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

 Цель: Создать условия для развития познавательно- речевых способностей у детей среднего возраста с использованием инноваций и технологий.  

Задачи:

Обучающие

-Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приемов мнемотехники.

-Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.

-Создать условия для расширения кругозора детей об окружающем мире.

Развивающие

Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией ,совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

-Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.  

    Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Воспитательные

-Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

В работе с родителями  

-Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного  возраста.  

-Активное включение родителей в образовательный процесс .  

Для педагогов

-Повышение компетентности в области речевого развития детей.

-Создание РППС, обеспечивающей речевое развитие детей.

-Популяризация инновационного опыта работы детского сада.

Актуальность.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач детского сада на современном этапе.

Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

В настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Обучение связной речи  – трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. Чтобы облегчить детям формирование  связной речи, в своей педагогической практике решили использовать  развивающие технологии – мнемотехнику, «Сторисек»,ТРИЗ, синквейн

Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.)

Ожидаемые результаты:

-Повысится интерес детей к познавательно-речевой деятельности, дети будут охотнее включаться в образовательный процесс.

-повысится связность и выразительность речи.

-Повысится творческая  активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации.

-Родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями по развитию речи детей.

 

Работа с родителями:

-Вовлечение родителей в реализацию проекта.

-Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам речевого развития детей с использованием приемов мнемотехники.

-Проведение родительского собрания.

Реализация проекта

Тема

Содержание работы с детьми

Содержание работы с родителями

ОКТЯБРЬ

Технология «Сторисек»

Основная цель «Сторисека» — разноуровневый и разносторонний подход к книге, получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.

Задачи «Сторисека»:

  • чтение хороших книг
  • расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса
  • развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков
  • стимулирование интереса к книге.

«Storysack» в переводе с английского язык, означает «мешок историй». Это настоящий мешок, внутри которого находятся следующие компоненты:

  • художественная книга,
  • мягкие игрушки или игрушки для театрализованной деятельности и реквизиты к книге,
  • энциклопедия,
  • аудиокнига или аудиозапись на флэш-накопителе,
  • DVD диск,
  • речевые игры,
  • «шпаргалки» для родителей.

По нашему мнению, рассказы и сказки В.Г. Сутеева отлично подходят для этой цели, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное, разыграть театрализованное представление.

НОД.  Чтение сказок

 В. Г. Сутеева: «Мешок яблок» , «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Кот-рыболов, «Разные колеса» .Беседа о творчестве В.Г.Сутеева

Презентация готового мешка историй по сказке «Мешок яблок»

Игровые ситуации.

Речевые игры и упражнения :

«Найди по описанию», «Угадай что спрятано», «Неразбериха», «Назови ласково», «Мяч бросай и животных (фрукты, насекомых, овощи) называй» , «Чей домик», «Составь предложение»

Игры: «Лото» (Животные. Насекомые)»  

Сюжетно-ролевые  игры: «Зоопарк», «Город мастеров».

Самостоятельная деятельность детей:  

Рассматривание сюжетных картинок, просмотр энциклопедий.

Просмотр мультфильмов по сказкам В.Г.Сутеева развивающие мультфильмы «Животные и насекомые»

Итоговое мероприятие:

Театральная постановка по сказе  «Мешок яблок»

Консультация:  «Развитие речи детей 4-5 лет»

Помощь в наполнении мешка историй различными материалами.

НОЯБРЬ

«Мнемотехника»

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. 

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.

Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, а также эффективнее развивает связную речь дошкольников.

НОД.

 1.«Чудо-яблоко»

Цели: Познакомить детей с фруктом яблоко. Закрепить знание о том, что фрукты растут в саду. Учить детей рассказывать с опорой на наглядность -мнемотаблица «Фрукты».

2. Заучивание потешки «Солнышко» с помощью мнемотаблиц.

Цели: Развивать у детей психические процессы, память, внимание, мышление. Способствовать расширению кругозора детей. . 3.Беседа «Осень».  

Цели: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях природы, о перелёте птиц. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Беседа«Про любимого котёнка».

Цели: Учить детей видеть признаки предметов по таблице, рассматривать их в разной последовательности. Закреплять знания детей о домашнем животном-кошке.

«Волшебное дерево».  

Цели: Познакомить с названиями нескольких деревьев. Учить различать и называть их, выделять ствол, ветви.

Рассказывание и чтение сказок по мнемотаблицам «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»

Дидактические  игры«На что это похоже».

Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

 «Из чего состоит предмет» 

Цель: Обогащение словарного запаса, навыков классификации.  

 «Бинокль» 

Цель: Развивать у детей внимание, память. Учить работать по мнемокарточкам.

 «Чей дом под листом».

Цель: Дать представление о насекомых. Учить называть части тела, летающее или ползающее, какие звуки издаёт (жужжит, пищит, стрекочет).

 «В какой клетке чего не хватает».  

Цель: Учить работать по мнемотаблицам. Развивать у детей фантазию, творческие способности.

Сюжетно-ролевые  игры: «Прогулка в лес».

Самостоятельная деятельность детей:  

Настольно-печатные игры  по речевому развитию, раскрашивание раскрасок

(деревья, животные)

Итоговое мероприятие:

Развлечение «Путешествие в сказкино».

Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя коллаж и мнемотаблицу.

 Развивать у детей умственную активность.

Папка-передвижка 

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей».

Консультация для родителей: «Развитие мышления дошкольников с помощью

 мнемотехники».

 Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

ДЕКАБРЬ

Пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, Су-джок-терапия.

Пальчиковая гимнастика:

«Грибы» , «Деревья»

 «Одежда» ,

«Посуда», «Овощи-фрукты»

 «Зима, осень», «Домашние и дикие , «животные», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт»

Дыхательная гимнастика во время режимных моментах, в НОД.  

Игры с мячом Су-джок, массажными мячиками:

«Поздняя осень», «Грибы», «Овощи и фрукты», «Мои руки», «Колобок», «Урожай», «Дождик», «один-много», «Дикие звери зимой», «Новый год»

 Итоговое мероприятие: Сказка «Ежик на прогулке»

Консультация «Игры с мячиком Су-джок!» Творческая мастерская «Развивающие игры»(изготовление игр)

Оформление папки-передвижки

«Пальчиковая и  дыхательная  гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»

Родительское собрание по теме проекта.

ЯНВАРЬ

Метод наглядного моделирования

НОД  «Путешествие в сказку» 

Дидактические игры с применением наглядного моделирования:

« Исправь ошибку», «Помоги Наташе разложить вещи по местам», «Вкусный сок», «Где лежит мяч»

Дидактические упражнения

"Нарисуй и расскажи".

"Расскажи, что нарисовал"
"О  чем услышал, что изобразил?"

Творческая выставка:

«Рисуем сказку»

Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью»

Февраль

Технологии «Синквейн» и

ТРИЗ

Составление синквейнов. Игровые упражнения "Придумай  свою сказку",  «Маша растеряша»

 Коллективные обсуждения, использование метода мозгового штурма.

НОД с использованием приема-мозговой штурм «Тучки по небу бежали» (интегрированное), по ЗОЖ «Чистые руки-залог здоровья»

Папка-передвижка "Загадочный и доступный синквейн"

Предложить  родите

лям использовать дома приемы ТРИЗ технологии. Например : прием эмпатии:
"Расскажи что ты чувствуешь, что может чувствовать другой человек «


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Развитие монологической речи с помощью дидактических игр...

Проект по развитию речи в средней группе: «Мы играем, речь развиваем»

Проект по развитию речи в средней группе:«Мы играем, речь развиваем» Воспитатель: Меньшова Н.О. Актуальность проекта. В условиях современности, главной задачей дошкольного о...

Презентация проекта по развитию речи в средней группе «Путешествие по стране красивой речи»

Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется прави...

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Проект предназначен для формирования речи у детей в дошкольном возрасте...

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Актуальность проектаВ условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развит...

Проект по развитию речи в средней группе №2 младшего дошкольного возраста на тему: «В сказки играем и речь развиваем»

Цель: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность....